пятница, 26 ноября 2010 г.

Cash Register или кто изобрел кассовый аппарат?

Одним из основных вопросов в историях об изобретениях является «Кто был первым?».
Часто бывает, что изобретатель, которого принято считать первым, на самом деле таковым не является, или, по крайней мере, многие это первенство оспаривают. Бывает, что в разных странах изобретателем одной и той же вещи считают разных людей, естественно отдавая первенство своему соотечественнику. Например, изобретение электрической лампочки накаливания - американцы считают, что её изобрел Эдисон, англичане Сван, а в России уверены, что это сделал Лодыгин. А если рассматривать более сложные (чем лампочка) изобретения, то картина может оказаться еще более запутанной. Для сложной технической системы, каковыми обычно и являются подобные  изобретения, всегда можно найти предшественника, прототип, если не для всего изобретения, то, по крайней мере, для отдельных его элементов. В качестве примера, можно вспомнить автомобиль, который как принято считать изобрел Бенц. Ну а как же паровые автомобили, которые ползали по Европе еще с конца 18-го века? Да и двигатель внутреннего сгорания изобрели раньше и другие люди.
Посмотрим с подобной точки зрения на кассовый аппарат. Современный кассовый аппарат (впрочем, не только современный) машина многофункциональная. Это, прежде всего, учет и контроль проданных товаров и наличных денег. Это и хранилище денег – касса. Это и калькулятор, а в современном исполнении это уже целый компьютерный комплекс с удаленной центральной базой данных. Есть еще функция принтера. Наконец и государство приложило руку к развитию кассовых аппаратов, заставив работать предпринимателей на т.н. фискальных кассовых аппаратах. Есть, наверно, еще много чего, но сильно углубляться в это не буду, т.к. все это показано только для того, чтобы акцентировать внимание именно на многофункциональности кассового аппарата. И логично предположить, что изобретателей претендующих на роль «первооткрывателей» кассового аппарата будет несколько. Но, в данной ситуации, практически никто не оспаривает приоритет Джеймса Ритти (James Ritty) и его брата Джона, которые в 1879 году получили патент США №221360 - Cash Register and Indicator. А все дело в том, что работая над первым кассовым аппаратом, изобретатели первоначально хотели решить только одну проблему, которая сейчас обычно называется воровством персонала. А все другие функции были добавлены позже, как самими авторами изобретения, так и их последователями.
С момента появления первого кассового аппарата прошло уже много времени. За это время, весьма интересная история его изобретения была рассказана, пересказана и переписана много раз. И как всегда, в подобных случаях, превратилась в легенду, причем с разными вариантами, подробностями и даже датами и местами свершения событий в разных источниках. Вот некоторые ссылки, по которым можно подробно изучить эту историю.
Но чтобы Вам самим не ходить по всем этим ссылкам, кратко и я расскажу эту сказочку, не претендуя на стопроцентную правдивость. Как говорится – за что купил, за то и продаю. 
Давным-давно (середина 19-го века) жил в городе Дайтон (штат Огайо, США) … аптекарь по имени Лагер Ритти. И было у него три сына – изобретателя. Вообще-то у него было пять сыновей, но талантливыми механиками и изобретателями стали только трое: Себастьян, Джон и Джеймс. Себастьян и Джон были известными механиками, они изобретали в области сельскохозяйственной техники и переработки сельхозпродукции, имели несколько патентов. Младший из братьев – Джеймс был также неплохим механиком, но в 1871 году, в возрасте 34 года вдруг решил сменить направление деятельности. Трудно теперь уже сказать, что послужило для этого причиной: неудовлетворенность социальным статусом, желание перемен или просто захотелось больше денег, но факт остается фактом, Джеймс Ритти (James Ritty) решил заняться, как сказали бы сейчас, ресторанным бизнесом. Он открыл кафе, известное как "No.10" или "The Empire" в 3-х этажном здании на Мейн-стрит 10 в Дейтоне (in a three-story building at 10 South Main Street in Dayton).
Интеллигентный, красивый, всегда хорошо одетый, Джеймс Ритти был известной личностью в своем городе. В силу своей общительности имел много друзей и знакомых. Т.е. у него были все качества для успешного ведения ресторанного бизнеса, чтобы его заведение процветало, а он хорошо при этом зарабатывал. И так на самом деле было, … почти. Т.е. заведение действительно процветало, т.к. пользовалось большой популярностью, но, не смотря на множество посетителей, оно приносило совсем небольшой доход. Причину этого явления удалось установить достаточно быстро. Все дело было в системе расчетов и движении денежных средств от клиентов к кассе, т.е. к хозяину заведения. На пути этого движения находились недобросовестные официанты и бармены, которые утаивали часть выручки. Как это часто бывает, найти причину проблемы легче, чем её решить. Ужесточить контроль было сложно, а смена персонала решала проблему ненадолго, т.к. соблазн получить лишний доход для новых официантов был очень велик.
Не видя выхода из создавшейся ситуации и находясь на грани нервного срыва, Джеймс Ритти решил немного развеяться и отдохнуть в Европе, отправившись туда на пароходе. Будучи человеком общительным и к тому же механиком по образованию, он познакомился на пароходе с корабельным инженером и таким образом попал в машинное отделение. И там он увидел счетчик числа оборотов гребного вала. Вероятно, это был простой механический счетчик оборотов в виде валиков с нанесенными на их боковые стороны цифрами, которые и сейчас широко используются в различных счетчиках (электрических, газовых, водяных и т.д.). Этот простой механизм поразил его и заставил задуматься.
Если обороты винта судна могут быть записаны (посчитаны), то нет никаких причин, почему движения продаж в магазине также не могут быть зарегистрированы. Существует огромное поле деятельности для машин, которые могли бы сделать эту работу. Примерно так рассуждал Джеймс Ритти всю оставшуюся дорогу до Европы и весь недолгий свой отпуск, который был сильно сокращен. С этими мыслями он возвратился в свой родной город и пришел к брату Джону. Вместе они быстро сконструировали первую машину для подсчета денег при покупках, которую и воплотили в «железе» в небольшой комнате, превращенной в мастерскую, все в том же доме на Мейн-стрит 10 в Дейтоне.
Дом и мастерская на Мейн-стрит 10 в Дейтоне, где рождались первые кассовые аппараты.
Первая модель была относительно простой и несовершенной, состояла из двух рядов железных клавиш, предназначенных для ввода определенной суммы, и часового циферблата с двумя стрелками для отображения суммы покупки в долларах и центах. Отсутствовал даже ящик для денег (касса), столь привычный почти для всех моделей кассовых аппаратов. Но, не смотря на все недостатки, аппарат выполнял главную функцию – регистрировал каждую продажу.  Эту модель братья Ритти сразу же установили в своем салуне и начали получать долгожданную прибыль.
Одна из первых моделей кассового аппарата братьев Ритти.
Вскоре братья усовершенствовали свой аппарат, добавив сумматор для подсчета выручки за день, а в качестве индикатора для отображения этой суммы, уже привычные для нас диски с нанесенными на их боковые стороны цифрами. Думаю, что эти диски перекочевали сюда с машинного отделения парохода, на котором Джеймс Ритти плыл в Европу. Кроме этого, на аппарате был колокольчик, который подавал звуковой сигнал при каждой покупке, вызывая при этом не только трепет у хозяев и менеджеров, но, на первых порах большой интерес у посетителей заведения. Именно эта модель послужила основой для регистрации патента, который был получен 4 ноября 1879 года за номером 221360.
Патент США №221360. Cash Register and Indicator
Первые две модели успешно работали в салуне Джеймса Ритти, но серийно не выпускались. Вероятно, братья хорошо видели все недостатки этих моделей и не хотели раньше времени выходить с сырым продуктом на рынок. К тому же, изобретательская мысль работала постоянно, появлялись новые идеи. Неудовлетворенные своими первыми моделями с циферблатами, братья Ритти начали новое направление развития. Вместо индикатора-циферблата они решили использовать диски (или таблетки). Таблетки-индикаторы представляли собой маленькие пластины, отображающие то же значение суммы денег, что было изображено на клавишах, которые были связаны с ними вертикальными скользящими стержнями. После нажатия на клавиши сумма покупки отображалась в застекленном окошке в верхней части аппарата. Это был важный шаг вперед, потому, что точная сумма продажи отображалась одновременно и продавцу и клиенту. Индикатор, или вернее сам принцип отображения информации, стал одним из первых основных признаков (свойств, деталей) кассового аппарата, который продолжает использоваться и сейчас.
Эта модель хоть и имела множество недостатков, например, в ней все еще не было ящика для денег, тем не менее, была большим шагом вперед по сравнению с первыми моделями, послужив прототипом для новых моделей. В историю этот кассовый аппарат вошел под именем «Неподкупный кассир Ритти» (Ritty's Incorruptible Cashier), которое получил от своих создателей. Но и этот аппарат не был представлен для широкой продажи.
Первые модели кассовых аппаратов братьев Ритти. Примерно так выглядел «Неподкупный кассир Ритти»
Следующим важным шагом в развитии кассового аппарата было появление в нем рулона бумаги. Джеймс Ритти установил широкий рулон бумаги горизонтально под клавишами внутри машины, снабдив каждую клавишу булавкой. Каждое нажатие клавиши сопровождалось прокалыванием отверстия в рулоне бумаги и продвижение рулона бумаги на один шаг. В результате этого в конце рабочего дня хозяин мог вытащить рулон, развернуть его часть, представляющую продажи текущего дня, и по количеству отверстий в каждом столбце подсчитать общий итог продаж за день. Также можно было сделать вывод о продажах в каждом ценовом диапазоне.
Эта машина явилась важной вехой в истории кассового аппарата. Именно такой кассовый аппарат начал производиться серийно и продаваться, для чего была создана фирма "James Ritty's New Cash Register and Indicator". Более важным является тот факт, что именно эта модель привлекла внимание Джона Х. Паттерсона (John H. Patterson), который купил три машины и установил их в своем магазине в штате Огайо. Это первые кассовые аппараты, которые были установлены в торговом предприятии. Все предыдущие устанавливались их владельцами в барах и кафе. Но в данном случае, важен не этот факт, а то, что очень скоро именно Паттерсон стал пионером массового производства кассовых аппаратов, а его имя стало синонимом их развития и распространения.
А тем временем, к октябрю 1881 года дела у фирмы Ритти шли хорошо: производство и продажи росли; цех переехал в новое более просторное помещение, где работало 10 рабочих. Однако и трудностей возникало все больше. Ситуация обычная и понятная для тех, кому приходилось осваивать производство нового товара (изделия). Тем более это актуально для совершенно нового товара, никогда ранее не выпускавшегося и не представленного на рынке. Руководителю подобного предприятия приходиться заниматься и развитием самого продукта, и производством, и сбытом, и рекламой, и т.д. и т.п. А ведь у Джеймса Ритти оставался еще и ресторанный бизнес, который также успешно развивался. В начале 1882 года был открыт новый ресторан Pony House, впоследствии ставший очень популярным среди жителей и гостей Дайтона. Развивать одновременно два вида бизнеса у Ритти не хватило сил. Вскоре он продает все свои интересы в кассовом бизнесе, включая патенты, бизнесмену из Цинциннати Якобу Эккерту (Jacob H. Eckert) всего за тысячу долларов.
Вот такая история, если хотите легенда, создания кассового аппарата. Я сознательно в последних абзацах практически не указывал точных дат и даже мест происшедших событий, т.к. в разных источниках эта история выглядит по-разному, в т.ч. не совпадают даты и даже события (например, некоторые источники приписывают внедрение кассовой ленты Паттерсону). И дабы не усугублять эти противоречия еще и своими фантазиями, я эти даты просто опустил. Но думаю, что сама история, более или менее, правдиво отражает те далекие события.
Ну а дальше начинается уже история бизнеса, тоже достаточно интересная и поучительная. Рассказывать об этом можно много, охватив период вплоть до наших дней. Но нельзя объять необъятное, тем более в рамках небольшой статьи. Однако остановиться на некоторых моментах развития кассовых аппаратов в их начальной стадии все же стоит, тем более, что  те аппараты которые выпускали братья Ритти при продаже своего бизнеса были далеки от совершенства и им предстоял еще долгий путь усовершенствований и революционных изменений. Поэтому продолжу.
 Якоб Эккерт для ведения бизнеса организовывает новое предприятие National Manufacturing Company. Однако Эккерту также не удалось сильно продвинуть этот бизнес, и, промучившись два года, он в 1884 году продает его Джону Паттерсону. Чтобы выкупить все права на производство кассовых аппаратов, а также цех вместе с персоналом, Паттерсону пришлось взять в долг $6500. Как можно заметить, стоимость бизнеса за два года выросла, по крайней мере, в шесть с половиной раз. Происходит также то, что сейчас назвали бы ребрендинг, а по-простому – переименование компании в National Cash Register Company (NCR), которую в истории бизнеса Америки можно смело поставить рядом с такими гигантами, как IBM, AT&T, Ford и др.
Энергично взявшись за развитие нового для себя дела, Паттерсон начал с совершенствования конструкции кассового аппарата. Был, прежде всего, добавлен выдвижной ящик для хранения денег, доступ к которому открывался только после фиксации кассиром (продавцом) факта оплаты товара. Сегодня без такой опции кассовый аппарат и представить невозможно, а тогда это было существенное новшество. Усовершенствовался метод Ритти регистрации покупок на бумажную ленту. Несмотря на утверждения, что кассовая лента это изобретение Паттерсона, все же приоритет следует оставить Ритти, о чем может свидетельствовать его патент США №318506 от 26 мая 1885 года, который называется Cash Recorder. Паттерсон усовершенствовал этот метод, на что получил свои патенты: №351459 Cash indicator and recorder от 26.10.1886 г.; №382647 Cash indicator and recorder от 08.08.1888 г. Усовершенствованию и патентованию подвергся даже такой, казалось бы, простой и незначительный элемент, как колокольчик или колокольный звон, которому посвящен один пункт формулы изобретения в патенте №351460 Cash register and indicator.
Как видно из предыдущего абзаца, техническому совершенствованию своей продукции, а также патентной защите своих идей, которые воплощались в этой продукции,  Паттерсон уделял большое внимание. Это важный элемент стратегии управления инновационной фирмой, и подобным образом поступали и поступают многие. Однако Паттерсон пошел дальше. Он создал систему обучения работе на кассовых аппаратах для продавцов:
  • были созданы школы продавцов-кассиров, где в качестве учебного пособия были кассовые аппараты фирмы NCR;
  • проводились семинары для предпринимателей по ведению бизнеса с использованием кассовых аппаратов;
  • выпускались различные учебные пособия, как для бизнесменов по методам организации работы, так и руководства для продавцов.
Все это сыграло на популяризацию самой идеи ведения бизнеса с полным контролем за оборотом денежных средств, и уже на рубеже 19 и 20-го веков ни один крупный универмаг в США не мог обходиться без кассовых аппаратов, что сделало их массовым и востребованным продуктом, многократно увеличив рынок сбыта. Таким образом, рекламировался не сам товар, а пропагандировался новый способ ведения с его помощью бизнеса. Кроме того, обучение проводилось с использованием аппаратов фирмы NCR, и естественно, когда ученики начинали применять на практике свои полученные знания, они чаще всего эти кассовые аппараты и приобретали. Подобные методики продвижения товаров и услуг сейчас используются достаточно часто, и этим уже трудно удивить. Например, как я писал в статье Рersonal watercraft или Кто изобрел Водный Мотоцикл?, фирме Kawasaki при продвижении на рынок своей первой модели гидроцикла Jet Ski®440, удалось резко поднять уровень продаж после применения новой маркетинговой стратегии lifestyle-oriented marketing, где рекламировался не сам гидроцикл, а пропагандировался новый (активный) стиль жизни. Также, ни кого не удивляет тот факт, что фирмы-производители программного обеспечения часто предоставляют свои продукты учебным заведениям практически бесплатно, в надежде, что когда студенты выучатся и начнут работать, они будут предпочитать их программные продукты.
Повторюсь, сегодня подобные методы продвижения своего товара не редкость, но в конце 19-го века это было ново и революционно. И это очень способствовало развитию бизнеса как самой фирмы NCR, так и развитию всей индустрии производства кассовых аппаратов.
Т.к. это направление, и сточки зрения технической, и сточки зрения бизнеса, было только в начальной стадии развития, то, как обычно, в таких случаях, подобным перспективным делом начинают заниматься много фирм, даже не смотря на наличие очевидного лидера (лидеров). В конце 19-го века в этой индустрии наблюдалась безумная предпринимательская и конкурентная деятельность, в результате которой формируются 84 компании. А к 1915 году уже более 350 компаний предлагали свои конкурентоспособные кассовые аппараты на рынке. Это способствовало очень быстрому техническому прогрессу и совершенствованию кассовых аппаратов.
Развитие любой технической идеи, особенно на начальной стадии, можно представить в виде дерева, где от начального ствола ответвляются множество ветвей, от которых также ответвляются другие ветви-направления, и т.д. и т.д. Большинство этих направлений заканчиваются ничем. Однако, чем больше таких ветвей на дереве, пусть даже и тупиковых, тем стройнее и мощнее в итоге получается это дерево, т.е. конечный продукт. Естественно, что таких ветвей тем больше, чем больше изобретателей и компаний вовлечены в этот процесс. Пробуются большое количество различных идей, появляются множество интересных и необычных экземпляров, которые, как через сито проходят через испытания рынком, в результате чего остаются востребованными самые удачные и надежные модели. Все вышесказанное в полной мере относиться и к истории развития кассовых аппаратов. При таком количестве производителей появлялось много интересных и необычных аппаратов. В качестве примера можно привести патент США 1890 года №428259 Cash indicator and register, автором которого является некий Луис Т. Вейсс из Бруклина, но уступивший свои права Томасу Мурта и Фрэнку Бернсу из Нью-Йорка (Louis T. Weiss, of Brooklyn, assignor to Thomas Murtha and Frank Burns, of New York, N.Y.).
Патент США №428259 Cash indicator and register
Но, не смотря на наличие конкурентов, компания NCR продолжала оставаться лидером индустрии, продав к 1911 году около миллиона кассовых аппаратов. К тому времени в конструкцию машин были добавлены ряд очень важных функций, например, печать чека для покупателя и перфоратор для разделения чеков.
Развитие любой технической системы, каковой, несомненно, является кассовый аппарат, опирается на достижения науки, техники и технологий своего времени. Конец 19-го, начало 20-го веков характеризуется бурным внедрением в повседневную жизнь электрической энергии. К тому времени, выработка электроэнергии, и все что с ней связано, уже превратилось в развитую отрасль промышленности. Вполне логично выглядела бы попытка использовать электричество в конструкции кассовых аппаратов. Общепризнанным считается факт разработки и продажи первой модели электрического кассового аппарата именно фирмой NCR. К разработке кассового аппарата с электрическим приводом причастен изобретатель Чарльз Ф. Кеттеринг (Charles F. Kettering), который позже, работая в General Motors, получив всемирную известность, как изобретатель электрического стартера для автомобилей. Вот патент на кассовый аппарат с электрическим приводом, автором которого является Кеттеринг, а принадлежит он, как и положено, фирме NCR (Charles F. Kettering, of Dayton, Ohio, assignor to National Cash Register Company, of Dayton, Ohio, a corporation of New Jersey).

Патент США №924616. Driving mechanism for cash-registers.
Все это действительно так, и с этим трудно поспорить. Только как же быть вот с этим патентом, который мне удалось найти: патент США №443475, Electric cash register, полученный 23 декабря 1890 года неким Willard L.Bundy из штата Нью-Йорк.

Патент США №443475, Electric cash register
Можно конечно предположить, что этот электрический кассовый аппарат не был воплощен в «железе» и не производился серийно, а в истории остался только на бумаге в виде описания патента. Такое случается, но для США того времени не очень характерно, т.к. там не любят впустую тратить деньги, а процедура патентования достаточно дорогостоящая. Кроме того, в описании приведены очень подробные рисунки (чертежи), что наводит на мысль, что хотя бы в одном экземпляре аппарат был изготовлен.
Как можно заметить, этот патент получен почти на двадцать лет раньше, чем патент Кеттеринга. Так кто же был первым в использовании электричества в кассовых аппаратах? Думаю, что приоритет все же не за Кеттерингом. Не факт, что патент №443475 является первым, но уж за двадцать лет между ними наверняка были еще патенты на эту тему. Другое дело, сколько было произведено и продано электрических аппаратов? Если дальше экспериментальных моделей не пошло, то ни эти аппараты, ни фирмы их производившие, не изобретатели их придумавшие в истории не сохранились. А National Cash Register Company с 1906 года серийно производящая электрические кассовые аппараты, оставила приоритет их первого выпуска за собой.

Пожалуй, стоит упомянуть еще одну известную личность, связанную с National Cash Register Company. Это Том Уотсон старший (Tom Watson Sr.) стоявший у истоков основания IBM, генеральный директор (CEO) и автор знаменитого девиза компании «Think!» - «Думай!».
Справка
IBM (аббр. от англ. International Business Machines) - транснациональная корпорация со штаб-квартирой в Армонке, штат Нью-Йорк (США), один из крупнейших в мире производителей и поставщиков аппаратного и программного обеспечения, а также ИТ-сервисов и консалтинговых услуг.
Компания, известная сейчас под именем IBM, была основана 16 июня 1911 года и называлась CTR (Computing Tabulating Recording). Она включила в себя Computing Scale Company of America, Tabulating Machine Company (TMC — бывшая компания Германа Холлерита) и International Time Recording Company. Объединённая фирма выпускала широкий ассортимент электрического оборудования: весы, сырорезки, приборы учёта рабочего времени, перфорационные машины. Из-за сложности в управлении разнородным бизнесом в мае 1914 года на пост генерального директора был приглашён Томас Уотсон (Thomas Watson). После этого компания начала специализироваться на создании больших табуляционных машин. В 1921 году с выходом на канадский рынок и расширением ассортимента продукции, CTR меняет название на International Business Machines или, сокращённо, IBM.
А начинал Том Уотсон в 1895 году, поступив работать в NCR простым продавцом (salesman) в Буффало (Нью-Йорк). Он сразу приглянулся Паттерсону, который начал его продвигать по служебной лестнице.
В начале 20-го века NCR столкнулась с проблемой подержанных кассовых аппаратов. Т.к. эти аппараты были хорошего качества, то служили долго и владельцы не торопились менять их на новые, что, несомненно, не способствовало бизнесу NCR. Чтобы решить эту проблему, NCR начала продавать новые аппараты с большой скидкой в случае их обмены на старые. Но скупкой и перепродажей бывших в употреблении (б/у) аппаратов также занималось множество небольших фирм и магазинов, в результате чего образовался рынок подержанных, но добротных и вполне работоспособных кассовых аппаратов. Получалось, что кассовые аппараты National конкурировали сами с собой. Паттерсон, который всегда боролся за единоличное лидерство на рынке, с такой ситуацией смириться не мог. Была проведена операция, по современным понятиям даже афера, которая, впрочем, и тогда оказалась не вполне законной.
В 1903 году Том Уотсон возглавил секретное дочернее предприятие NCR Watson Cash Register и биржу Second Hand Exchange. Целью этой операции было получить контроль над рынком бывших в употреблении кассовых аппаратов. Для этого Watson Cash Register втайне скупала для NCR магазины Second Hand, особенно находящихся рядом с  магазинами конкурентов. Затем, используя огромные запасы NCR подержанных аппаратов, отданных при покупке новых, Том Уотсон резко снижал цены на рынке б/у аппаратов, создавая панику среди конкурентов. Он подрывал соседние магазины независимо от того, как бы низко они не опускали цены, пока не вынуждал их к продаже своего бизнеса или банкротству. Время от времени, Уотсон приобретал конкурентоспособное предприятие, при этом приобретаемый никогда не знал, что он на самом деле продан NCR.
В 1906 году NCR выкупила все магазины Уотсона, работа была сделана, операция завершена, доля рынка NCR выросла до 95%! Правда, была маленькая неприятность в виде штрафа в размере $5000 за нарушение антимонопольного законодательства, но разве это может сравниться с достигнутой целью.
После этой удачной операции влияние Уотсона в компании резко возросло. Он считался чуть ли не преемником Паттерсона. Но появились завистники и недоброжелатели. Кроме того, все больше и больше уверенное (даже самоуверенное) поведение Уотсона стало противоречить некоторым моментам политики Паттерсона. Как это часто бывает, двум большим личностям трудно ужиться в одной компании. Назревал конфликт, который имел буквально огненный (fiery, феерический) конец, Паттерсон «сжег» Уотсона, который, как сообщается, по возвращении из поездки в Европу нашел свой стол сгоревшим на лужайке перед штаб-квартирой. В возрасте 40 лет Том Уотсон покинул NCR сказав на прощание: “I’ve helped build all but one of those NCR buildings. Now, I am going to build a business bigger than John H. Patterson has.” -  "Я помогал строить все, кроме одного здания NCR. Теперь, я собираюсь строить бизнес больший, чем у Джона Паттерсона." Тут вспоминается уже классическое: «Пацан сказал – пацан сделал». Но ведь действительно сделал.
Вот знаменитый девиз IBM "THINK", но это страница из руководства NCR 1915 года по встречной продаже (старого предмета или изделия при покупке нового), который был придуман зимой 1911 года Томасом Уотсоном вместе с Фредериком Фуллером (Frederick Fuller). Знаки THINK были развешены везде в NCR и в конечном итоге были представлены общественности в виде плаката. Уотсон часто говорил: "Я не ДУМАЮ" обошлась миру в милионны долларов"
Том Уотсон нашел дело (бизнес) которым хотел заниматься в новой компании Computing-Tabulating-Recording Co (CTR). Его опыт, полученный при работе в NCR, оказался полезным, чтобы сделать CTR очень успешной. В 1921 году Уотсон переименовал компанию в IBM, которая действительно стала значительно больше, чем NCR.

Пожалуй, на этом стоит заканчивать рассказ о появления кассового аппарата. Его история на этом конечно не закончилась. Но это уже выходит за рамки данного сообщения, т.к. на вопрос, кто изобрел кассовый аппарат, я дал более или менее исчерпывающий ответ.
Осталось осветить только это.

Cash Register Art

Иногда, некоторые предметы, служащие обычно только для удовлетворения жизненных потребностей человечества, тем не менее, либо сами становятся произведением искусства, либо становятся объектом искусства. В качестве примера можно привести зонт и мою последнюю статью из серии о них - Зонт складной – постскриптум. Начиная писать об изобретении кассовых аппаратов, ни как не предполагал, что здесь может присутствовать Art. И, тем не менее, Art нашелся и здесь. Все дело в том, что в первые годы производства кассовых аппаратов (вплоть до окончания первой мировой войны), их качеству и внешнему виду придавалось очень большое значение. Они изготовлялись из ценных пород дерева, меди, латуни, серебра и даже золота с применением самых современных на тот момент методов обработки материалов. Они и тогда выглядели великолепно, а на фоне современных, чисто функциональных аппаратов, выглядят действительно, как произведение искусства. Дожившие до наших дней экземпляры тех времен являются антикварной ценностью, и часто приобретаются мелкими и крупными магазинами для украшения современного интерьера. Вот какой красавец National стоит в магазине в одном из районов Рио-де-Жанейро.

А вот какие кассовые аппараты производства National Cash Register Company можно купить у антикваров на сайте Antiques of a Mechanical Nature по цене $1250 - $2000.

Или вот еще страничка оценщика Johanna Johnson, где представлены аппараты, изготовленные из различных материалов: никелированной стали, дерева и литой бронзы.

Но наиболее полный обзор по антикварным аппаратам мне удалось найти в блоге, о котором я уже один раз упоминал, когда писал о зонтах. Блог marinni посвящен: искусству костюма и все, что с этим близко и не очень связано, искусству вообще и интересным антикварным вещам. Автор блога – художник по костюмам, работала на многих известных фильмах, много знает и очень интересный человек. Там есть статья Старинные кассовые аппараты. История. в которой я и обнаружил большое количество фотографий первых кассовых аппаратов. Не буду приводить оттуда ни чего, посмотрите сами, настоятельно рекомендую.
Кассовые аппараты, изготовленные после первой мировой войны уже не отличались такой изысканной красотой. Время стало другое, красота уступила место рациональности и практичности. Сами аппараты, конечно, были нормальными, но вот с точки зрения искусства там было мало интересного, разве что только в качестве примеров для учебников по истории дизайна. Не удивительно поэтому, что Google при поиске дает очень мало картинок кассовых аппаратов середины 20-го века, гораздо меньше, чем современных и старинных. Это не значит, что современные аппараты намного интереснее своих предшественников, хотя дизайн конечно гораздо разнообразнее. Приведу небольшой коллаж, чтобы можно было иметь представление о современных тенденциях в дизайне кассовых аппаратов. Этот рисунок, конечно, не отражает всего разнообразия дизайнерских решений, которые накладывась на большое разнообразие типов современных кассовых аппаратов увеличивает все это разнообразие в разы.
Современные модели кассовых аппаратов
Ну а что нас ждет впереди? Перспектива, так сказать.
В последнее время, главным возмутителем спокойствия в мире современной потребительской электроники, в сегменте т.н. гаджетов, чаще всего является фирма Apple, не в последнюю очередь благодаря оригинальным дизайнерским решениям своей продукции (MacBook, iPhone, iTunes, iPad, iPod и др.).
Вероятно, вдохновленный всеми этими гаджетами от Apple, Стивен Олпорт (Stephen Allport) представил концепт самого легкого в мире кассового аппарата, получившего имя EPOS-lite. Не буду утомлять техническими подробностями этого концепта, приведу лишь рисунок, взглянув на который каждый сам для себя сможет решить насколько это оригинально. Как по мне, так очень даже оригинально, интересно и действительно ново. Кому интересно узнать больше подробностей, рекомендую обратиться к статье The Mac Inspired and Customer Friendly Cash Register.
Концепт самого легкого в мире кассового аппарата EPOS-lite от Стивена Олпорта (Stephen Allport).
Но кроме дизайнерских и технических моментов, этот аппарат интересен сферой своего применения. Вы не поверите, но предназначен он для ресторанов и кафе! Также как и первые кассовые аппараты братьев Ритти. И это очень даже символично. Круг замкнулся!
Круг замкнулся? Но развитие науки и техники идет не по кругу, а по спирали! Так что круг не замкнулся. Развитие вышло на новый виток спирали и все самое интересное впереди.

1 комментарий:

  1. Отличная статья. Кратко и ясно.Спасибо

    ОтветитьУдалить