четверг, 28 апреля 2011 г.

Pоликовые коньки - roller skates (окончание)

История роликовых коньков - Дополнения к официальной версии.

Общепризнанным считается факт, что настоящая история роликовых коньков началась с изобретения в 1863 году американцем Джеймсом Плимптоном (James Leonard Plimpton) коньков с парным расположением колес, прообразом того, что сейчас называют квадры, а также открытия в 1866 году первых публичных катков. В предыдущих статьях я показал, что специальные катки для роликовых коньков были и до Плимптона, как в Америке, так и в Европе. Вот еще один интересный пример взятый из книги A history of American manufactures from 1608 to 1860...: comprising annals of the industry of the United States in machinery, manufactures and useful arts, with a notice of the important inventions, tariffs, and the results of each decennial census изданной в 1864 году.

In 1833 Mr. N.C. Sanford of Meriden, Conn., commenced the manufacture of Skates, and was the first in this country to engage in skate making as a specialty. He has taken out several patents for improvements on the old style of skates, and claims that the “parlor skate”, now so popular with the ladies, was worked out and used by him nearly twenty years before it was patented by another person.
Если кратко перевести, то можно сказать следующее: мистер Сэнфорд, который с 1833 года первым в США начал специализироваться на производстве коньков для катания по льду, и даже получил несколько патентов на них, утверждает, что еще за двадцать лет до первого патента на "parlor skate", которые сейчас так популярны у дам, разработал и сам стал использовать подобные коньки. Думаю не должно быть сомнений, что термин "parlor skate" относиться именно к роликовым конькам, а не к какой-то разновидности обыкновенных коньков. Слово PARLOR можно перевести по-разному (ателье, салон, бюро, зал, кабинет), но все эти значения подразумевают внутренние помещения зданий (indoor), в которых трудно представить ледяной каток. Поэтому, можно заметить, что не все так однозначно во времени, месте и авторе первых роликовых коньков.
Кстати о названии. Для изобретения часто характерно неустойчивость в терминах в первые годы его существования. Часто бывает, что со временем даже название меняется. Так было и с роликовыми коньками. В предыдущих сообщениях, особенно в первом, необычных для сегодняшнего дня названий можно найти несколько. В начале 1860-х их тоже было несколько, но наиболее распространенным было Parlor Skate. В 1870-х названия Parlor Skate и Roller Skate встречаются примерно одинаково, а уже в 1880-х окончательно закрепляется название Roller Skate.
 

Сколько колес должно (может) быть на роликовых коньках.
Даже обыкновенный человек, который ни как не связан с катанием на роликовых коньках, а видел их только на проезжающих мимо любителях этого увлечения, скажет, что колес на коньках обычно бывает четыре (4), причем это касается, как наиболее популярных сейчас инлайн коньков, так и квадов. У квадов их по определению четыре (4). У современных инлайн коньков обычно четыре, но бывает два, три, и даже пять колес

Примеры современных роликовых коньков с различным количеством колес:
Два колеса - USD - Legacy Demetrios 09 – 2009
Три колеса - Trurev Youth 3 Wheel Inline Skates- 3-90 Size 5 Blue
Четыре колеса - Creative Inline Skates WS-082
Пять колес - Nike Bauer Vapor XG-Lite Inline Goalie Skates – Senior
А может быть больше или меньше количество колес? В меньшую сторону понятно, что минимальное количество – одно колесо. Неужели были такие случаи? Как ни странно, были.
В своем сообщении История роликовых коньков (Roller skates) в картинках я уже упоминал об одноколесных роликах, которые их автор Томас Людерс (Thomas L. Luders) из Иллинойса назвал Pedespeed. На это изобретение был получен патент США №89833 от 4 мая 1869 года. Немного поискав, нашел еще несколько примеров коньков с одним колесом. Так, примерно в те же годы были изобретены одноколесные роликовые коньки, которые, как ни странно, тоже назывались parlor skates, а в тексте описания патента даже Velocipede Parlor-Skates, хотя слова велосипед и салон (parlor) трудно сочетаются в одном названии. Изобретение и патент США №189285 от 3 апреля 1877 года принадлежали некому Hiram L. True из Огайо. А немного позже, в 1908 году в журнале Популярная механика была опубликована статья Single wheel roller skates, в которой рассказывалось об уникальном изобретении некоего швейцарского инженера – одноколесных роликовых коньках. Но из вышесказанного следует, что к тому времени подобные коньки уже не были уникальными, просто прошло сорок лет и Томаса Людерса и его Pedespeed уже успели забыть.
Примеры одноколесных роликовых коньков:
- Pedespeed Томаса Людерса (Thomas L. Luders) и его патент США №89833 от 4 мая 1869 года;
- Velocipede Parlor-Skates, патент США №189285 от 3 апреля 1877;
- Single wheel roller skates из Популярной механики за 1908 год.
Надо сказать, что в первые годы развития этого направления, тема одноколесных роликов была достаточно популярна. Вот еще несколько патентов США того периода, которые мне удалось найти: 363716, 504226, 889580. В последующие годы эта тема разрабатывалась достаточно редко. 
Роликовые коньки с одним колесом.
Патены США №363716, 504226, 889580.
Роликовые коньки с двумя колесами.

Логично предположить, что двухколесные ролики должны быть более популярны, чем одноколесные, как более устойчивые и надежные. Так собственно и было – первые модели inline-коньков с двумя колесами начали появляться еще на начальном этапе их становления.
Как известно, первый американский патент на роликовые коньки был выдан Рубину Шалеру в 1860 году, а уже в следующем году (1861) был выдан патент №33689 некому Альберту Андерсену (Albert Anderson) на достаточно оригинальные двухколесные inline коньки. Стоит заметить, что выдан этот патент раньше, чем патент Плимптона (№37305, 1863 год) на его знаменитые квады.
A.Anderson. Патент США №33689. Parlor Skate. Patented 12.11.1861.
С тех лет и по настоящее время было изобретено и запатентовано много коньков с двумя колесами. Насчет уровня их популярности в те далекие годы в США мне трудно судить. Думаю, что там в это время господствовали квады. А вот в Европе, в конце 19-го века были популярны два вида подобных коньков, о которых стоит рассказать.
Я уже упоминал коньки Patin Bicyclette в своем блоге Inventions and Art, где показал плакат, найденный в Библиотек Конгресса США. Кроме того, что их автором, предположительно является Richard Choubersky, мне ни чего не было известно. Но вот нашел интересный ресурс ONLINE VINTAGE BICYCLE MUSEUM: FOR THE VETERAN & VINTAGE BICYCLE CYCLE VELO BIKE FAHRRAD на котором целая статья 1896 PATIN BICYCLETTE Richard-Choubersky Road Skates посвящена этим конькам и их изобретателю. Оказывается, в 1896 году в Европе эти коньки были очень популярны. Их производила французская фирма SOCIETE de CHOUBERSKY из Парижа, вероятно в больших количествах, если их и сейчас можно найти у любителей старины.

Плакат Patin-bicyclette - Richard-Choubersky и современная фотография этих роликовых коньков.
Еще более удивительным, чем его коньки является сам изобретатель. Процитирую небольшой кусочек его биографии.
Charles Choubersky was a communications engineer, well-known railways specialist and inventor. Born 1835 in Tula, where his father, also a well-known railway engineer, was at that time in charge of the arms factory he had built there. C. began to manifest an ability for invention at an early age, and at 10 was interested in the problem of perpetual motion. For this reason his father, having first sent him to the Imperial St Petersburg Lyceum, transferred him to the Institute of the Corps of Communications Engineers. Having passed the entrance examination with third highest mark in 1851, C was top of the class throughout his 4 years at the Institute, and when he graduated in 1855 with the rank of lieutenant, was honoured on a marble plaque.
Это невероятно, но он из России, из Тулы. Еще один непризнанный или (и) забытый на Родине гений? Не знаю. Думаю, что изобретательская судьба у него сложилась удачно, пусть и не в России. Может быть, я еще вернусь к биографии этого изобретателя. Кому интересно, почитайте о нем сами упомянутую выше статью. А я продолжу рассказ о роликовых коньках.

В те же годы, и тоже в Европе, но по другую сторону Ла-Манша, фирмой The Road Skate Co. производились интересные, и тоже пользовавшиеся популярностью роликовые коньки под названием Ritter Skates или Road Skates, т.е. Дорожные Коньки. Изобретены они швейцарским инженером Риттером (Ritter) и были наиболее популярны около 1897- 1898 годов. Платформа коньков с помощью специальных защелок крепилась к подошве обуви. Колеса, оснащенные шарикоподшипниками, имели также тормозную систему наподобие велосипедной, которая срабатывала при натяжении шнура. 

Ritter Skates от The Road Skate Co.
Рекламное объявление и плакат.
Правда, вся конструкция этих роликовых коньков удивительным образом похожа на упомянутые мною в предыдущем сообщении Parlor Skates Уильяма Локвуда (William Lockwood) по патенту США №182835, выданному еще за двадцать лет до этого, в 1876 году. Прямым плагиатом и нарушением прав изобретателя эту ситуацию назвать наверно нельзя, т.к. это уже другая страна, да и срок действия патента уже закончился. Однако ситуация интересная. В Америке данная конструкция распространения не получила, а вот в Англии через двадцать лет эти коньки нашли своего потребителя, правда не без существенных доработок.
Практически все упомянутые выше двухколесные коньки относятся к классу outdoor, т.е. предназначены для использования вне помещения - на открытом воздухе. Такие аппараты сейчас также существуют, и даже активно развиваются. Вот пример таких коньков, которые уже несколько лет разрабатывает и продвигает на рынок калифорнийская фирма Land Roller, Inc.

Внедорожные ролики от фирмы Land Roller, Inc.
Эти внедорожные ролики имеют необычную конструкцию. Колеса на ботинке размещены сбоку, но благодаря наклону, колёса касаются поверхности по центру подошвы, что понижает положение ног (и естественно повышает устойчивость), при большом диаметре колёс, которые нужны для езды по бездорожью.

При двух колесах, казалось бы трудно удивить необычным расположением колес на роликовых коньках. Тем не менее, вот запатентованный пример от китайских товарищей, когда два колеса расположены не вдоль, а поперек подошвы. Получается, что-то типа сигвея (segway), только маленького и без системы стабилизации.
roller skates,street skates , star- wheel - PH-888 - PO HUNG (China Manufacturer) - Other Recreation Prdoucts - Entertainment Products
Три, четыре, пять … колес. Кто больше?

Тремя колесами на роликовых коньках ни кого не удивишь. И вариантов расположения колес не слишком много: или в линию, или в виде треугольника. В линию это понятно, а вот в виде треугольника возможны варианты: два колеса сзади - одно спереди и наоборот, два с одной стороны ступни – одно с другой, и пожалуй варианты исчерпаны. Примеры коньков с тремя колесами привожу ниже. Следует заметить, что эксперименты с необычным расположением трех колес были уже достаточно давно. Сейчас таких экспериментов наблюдается гораздо меньше.
Примеры роликовых коньков с тремя колесами.
Рисунки из патентов США №98117 (1869 год), 177566 (1876 год), 177568 (1876 год), 196230 (1877 год)
Четыре колеса это настолько банально и стандартно, что уже неинтересно. Роликовые коньки с четырьмя колесами - инлайны и квады, занимают наверно 99,9… процентов рынка. Но хочется чего-нибудь необычного. Вот примеры экспериментов с различным расположением четырех колес. Не думаю, что это все возможные варианты, но для примера хватит.

Примеры роликовых коньков с четырьмя колесами.
Рисунки из патентов США №188351 (1877 год), 233845 (1880 год), 280236 (1883 год), 7758054 (2010 год)
Ну, хорошо, можно прицепить, и пять, и шесть колес. Наверно, можно и больше. А сколько было максимально колес на роликовых коньках?
В 1892 году Вальтер Нильсон (Walter Nielson) из Нью-Йорка получил патент США №480610 на "Комбинированный ледяной и роликовый конек". Его 14-колесный конек, кроме количества колес, был интересен тем, что имел тормоз в виде площадки обитой кожей или резиной на заднем конце. Фактически это был прообраз тормозов на современных inline коньках.

14-колесный конек Вальтера Нильсона по патенту США №480610
Вероятно, большого успеха, с точки зрения продаж, подобные коньки не имели. Однако, через 26 лет (1918 год) эта идея возрождается в виде патента США №1268385, но уже на более высоком технологическом уровне. 16 колес представляли собой насаженные на ось стандартные шарикоподшипники. Эти коньки уже имели определенный успех у публики и даже засветились на страницах журнала Популярная Наука в 1920 году.

Harry Paulsen. Патент США №1268385. Roller Skate. Patented 04.06.1918.
Думаю, я достаточно показал примеров конструкций роликовых коньков, чтобы можно понять, что их история не ограничивается только инлайн и квадами. И пусть сейчас они господствуют, но нам не дано предугадать как будут развиваться события даже в самом ближайшем будущем, какое очередное нововведение (новация) повернет историю. А может и не повернет. Но развитие роликовых коньков продолжается, и, думаю, будет продолжаться очень интенсивно.

А на этом пока все. Хотя, когда-нибудь,  возможно и вернусь к этой теме.

Ссылки - Links

Несколько интересных ссылок для тех кто захочет самостаятельно изучить историю роликовых коьков.

Википедия посвятила несколько статей на эту тему, например смотри здесь, здесь, здесь и здесь.
Roller Skating 1: Development of the Skate
The National Museum of Roller Skating
1896 PATIN BICYCLETTE Richard-Choubersky Road Skates
Page 15. 1896 The Road Skate Co RITTER SKATES
Из истории роликовых коньков

С современным состоянием этого вопроса можно познакомиться здесь:
Rollerskates.ru - роликовые коньки, ролики. Роликовые коньки и активный образ жизни.
Роликовые коньки и ледовые коньки: как выбрать роликовые и ледовые коньки, как кататься на роликовых коньках и обычных коньках, форумы и многое другое...
Магазин, Роликовые коньки, ледовые коньки, детские ролики, распродажа роликовых коньков, Salomon, Rollerblade, Fila, K2, Roces, Heelys


Comments.
Рассказав и проиллюстрировав в своих предыдущих сообщениях общепринятую (официальную) историю изобретения и развития роликовых коньков, решил снова вернуться к этому вопросу, т.к. у меня остались материалы, которые не вписываются в эту официальную версию. А материалы весьма интересны, и ими хотелось бы поделиться. Конечно, они не ломают общепринятую историю роликовых коньков, но думаю, что существенно дополняют.

Комментариев нет:

Отправить комментарий