Выдающиеся изобретения: от морского компаса до океанского телеграфа.
Wonderful inventions: from the mariner's compass to the electric telegraph cable.
В 1868 году в Лондоне вышла книга Wonderful inventions: from the mariner's compass to the electric telegraph cable, в которой была предпринята попытка проанализировать движение человечества по пути технического прогресса в виде составления списка самых замечательных, изумительных, удивительных, … (wonderful одним словом) изобретений всех времен и народов. На тот момент времени, разумеется.
Вот список изобретений, на языке оригинала, вошедших в эту книгу.
1. The Mariner's CompassПопытаюсь перевести и представить этот список на русском языке, исходя при этом не из точности перевода, а из общепринятых русских эквивалентов этих английских названий. Итак …
2. Lighthouses and Lifeboats
3. The Barometer
4. The Thermometer
5. Printing
6. The Telescope
7. The Microscope
8. Clocks and Watches
9. Gunpowder and Gun-cotton
10. Gas-lighting
11. Artesian Wells
12. The Steam-engine
13. The Cotton Manufacture
14. Steam Navigation
15. The Railway and the Locomotive Steam-engine
16. Iron Ships of War, Guns, and Armour
17. The Electric Telegraph
18. Ocean Electro-Telegraphy. – The Electric Cables
Список самых выдающихся изобретений сделанных человечеством к 1868-му году.
1. Морской компас / The Mariner's CompassСписок весьма интересный, однако, для многих наших современников удивительный, а по некоторым позициям, возможно, и непонятный (неизвестный). В связи с этим придется дать некоторые комментарии, как по всему списку, так и по отдельным его пунктам.
2. Маяки и спасательные шлюпки / Lighthouses and Lifeboats
3. Барометр / The Barometer
4. Термометр / The Thermometer
5. Книгопечатание / Printing
6. Телескоп / The Telescope
7. Микроскоп / The Microscope
8. Часы / Clocks and Watches
9. Порох и бездымный порох (Черный порох и пироксилин) / Gunpowder and Gun-cotton
10. Газовое освещение / Gas-lighting
11. Артезианская скважина / Artesian Wells
12. Паровая машина / The Steam-engine
13. Хлопчатобумажное производство / The Cotton Manufacture
14. Пароход / Steam Navigation
15. Железная дорога и Паровоз /The Railway and the Locomotive Steam-engine
16. Военные железные корабли (броненосцы), пушки и броня / Iron Ships of War, Guns, and Armour
17. Электрический телеграф / The Electric Telegraph
18. Океанский электрический телеграф / Ocean Electro-Telegraphy. – The Electric Cables
Какими критериями руководствовался автор этой книги Джон Тимбс (John Timbs) при отборе изобретений, можно только догадываться. Человеку, живущему в начале 21-го века, трудно понять живущего в веке 19-м. Однако кое-что объяснить можно. Например, под номером 2 в этом списке стоит Lighthouses and Lifeboats, т.е. маяки и спасательные шлюпки. Не знаю с чем связана такая нумерация в этой книге: по степени значимости, по древности изобретения, либо по другим неведомым мне причинам, но отчасти второе место маяков и спасательных шлюпок можно объяснить тем, что книга издана в Великобритании, а для владычицы морей безопасность мореплавания всегда была важна. Стоящие на первом месте компас и на третьем барометр, только подтверждают это мое предположение. С мореплаванием также связаны пункты 8, 14 и 16 из этого списка. С пароходами и броненосцами все ясно, здесь прямая связь, а вот о часах, возможно, не все знают, что без них нельзя точно определить свои координаты на поверхности земного шара.
Каждое изобретение в этом списке вполне заслуживает отдельного рассказа, что мне когда-нибудь и удастся сделать. В этом же сообщении лишь кратко остановлюсь на каждом изобретении.
1. Морской компас / The Mariner's Compass
В данном случае, речь идет, прежде всего, о магнитном компасе. Других в то время, вероятно, еще не знали.
Принцип действия основан на взаимодействии поля постоянных магнитов свободно вращающейся стрелки компаса с магнитным полем Земли. В результате этого взаимодействия, стрелка компаса располагается параллельно линиям магнитного поля, т.е. указывает на магнитный полюс Земли.
В наше время существуют и другие виды компасов (например, гирокомпас), но они работают на других принципах, и к морскому компасу середины 19-го века отношения не имеют.
Компас был изобретен, как предполагают, в Китае на рубеже первого и второго тысячелетия нашей эры, и первоначально служил для указания направления движения по пустыням, а не по морям. В Европе компас появился в XII—XIII вв., однако устройство его было простым - намагниченная стрелка, укрепленная в пробке, плавала в сосуде с водой и ориентировалась нужным образом.
В дальнейшем компас значительно усовершенствовали. Магнитную стрелку надели на вертикальную шпильку, а к стрелке был прикреплен лёгкий круг, разбитый по окружности на 16 румбов. В XVI в. ввели деление на 32 румба, а коробку со стрелкой стали помещать в карданном подвесе, чтобы устранить влияние качки корабля. В XVII в. компас снабдили пеленгатором - вращающейся диаметральной линейкой с визирами на концах, укрепленной на крышке коробки над стрелкой. К середине 19-го века морские компасы выглядели так.
2. Маяки и спасательные шлюпки / Lighthouses and Lifeboats
Маяки в этом списке самых замечательных изобретений человечества были изобретены раньше всех. Достаточно вспомнить самый знаменитый маяк всех времен и народов – Александрийский маяк. В середине 19-го века маяки в техническом оснащении шли в ногу со временем. Вот как выглядела в то время осветительная установка маяка.
Gilliland’s dioptric crystal lenses. Scientific American, may 14, 1853 |
Что касается спасательных шлюпок, точно указать время, когда обыкновенные лодки, обычно всегда имеющиеся на любом судне, превратились в спасательные, я не могу. Вероятно, у них есть своя давняя история, но она мне пока неизвестна. А в середине 19-го века спасательные шлюпки уже присутствовали на судах, и выглядели примерно так.
The Fareham life-boat. The mechanic’s magazine. July 1st – December 30th, 1854. Vol. LXI |
Шлюпка. Фото Александр Потёмка Черное море. Шлюпочные учения танкера NS Champion. Все танкера оборудованы шлюпками закрытого типа, в которых экипаж должен после оставления судна преодолеть полосу горящей разлившейся нефти. |
3. Барометр / The Barometer
Прибор для измерения атмосферного давления – ртутный барометр, изобрел итальянский ученый Эванджелиста Торричелли (итал. Evangelista Torricelli; 15 октября 1608 - 25 октября 1647).
В ртутном барометре давление измеряется высотой столба ртути в трубке, запаянной сверху, а нижним концом опущенной в сосуд все с той же ртутью. Такие барометры являются наиболее точными и поэтому даже сейчас используются на метеостанциях.
Как можно заметить, изобретение это достаточно давнее. К середине 19-го века был придуман более безопасный вид барометра – механический, т.н. Анероид, который показывает атмосферное давление, действующее на гофрированную тонкостенную металлическую коробку, в которой создан вакуум.
В повседневной жизни современного человека барометр не играет практически никакой роли. Даже анероид уже трудно найти в современном жилище. А все дело в том, что он перестал играть роль предсказателя погоды, как это было раньше. Прогноз погоды мы узнаем из интернета или телевизора, и потому барометр на бытовом уровне оказался невостребованным.
А вот в 19-м веке в каждом приличном доме должен был быть подобный прибор.
The Royal polytechnic barometer из книги English Mechanic and mirror of science. (March 25, 1870) |
Барометры с Иллюстрированного каталога Парижской Промышленной Выставки 1867 года. |
Термометр, как известно, это прибор для измерения температуры.
Изобретение это также достаточно давнее. И настоящее время известно несколько видов термометров: жидкостные, механические, электрические и др. Но первые термометры были жидкостные, и их изобретение обычно связывают с именем Галилея и его учеников (Нелли и Вивиани), которые утверждали, что уже в 1597 году проводились эксперименты с прибором для измерения степеней тепла, названным впоследствии термобароскоп или термоскоп.
Изобретение термометра также приписывают лорду Бэкону, Роберт Фладду, Санкториусу, Скарпи, Корнелию Дреббелю (Cornelius Drebbel), Порте и Саломону де Каус. Но все эти первые термометры были далеки от совершенства и от термометров в современном понимании этого слова, т.к. это были не жидкостные, а скорее воздушно-жидкостные термометры.
Шло время. Совершенствовались технологии. Человечество стало больше понимать природу тепла. Все это привело к совершенствованию термометра. Наиболее значительные изменения в конструкции термометра связаны с именами Фаренгейт, Цельсий и Кельвин.
Современную форму термометр приобрел благодаря Фаренгейту, который описал свой способ его изготовления в 1723 году. Фаренгейт придумал также свою шкалу, в которой температура замерзания воды была 32°, а кипения - 212°. Этой шкалой до сих пор продолжают пользоваться в США.
В 1742 году шведский физик Цельсий создал свою шкалу, в основе которой лежали две постоянные точки - тающего льда и кипящей воды, разделенные на 100 градусов. Такие термометры получили самое широкое распространение.
В 1848 г. английский физик Вильям Томсон (лорд Кельвин) создал абсолютную шкалу температур. Точкой отсчета в шкале Кельвина является значение абсолютного нуля: −273,15° С. Этой шкалой пользуются, в основном, в научной среде, а в повседневной жизни распространение получила шкала Цельсия.
5. Книгопечатание / Printing
Для человека, учившегося в советской школе, изобретение книгопечатания обычно связано с именем Ивана Федорова. Ни в коем случае не умаляя достижений первопечатника Федорова в развитии славянской культуры, все же следует заметить, что первая русская книга Апостол вышла в 1564 году, а искусство печатать книги было изобретено Иоганном Гутенбергом из г. Майнц в 1440 г., т.е. более чен на сто лет раньше.
Вообще то, как любой другой сложный технологический процесс или устройство, книгопечатание развивалось не на пустом месте. Вероятно были предшественники. Кто-то работал параллельно и независимо от Гуттенберга, что дает поводы оспаривать у него приоритет. Кроме того, Гутенберг работал не сам - у него были ученики и последователи. Это, в конце концов, привело к устоявшему мнению, что изобретателями книгопечатания (Printing) являются Иоганн Гутенберг (John Gutenberg), Иоганн Фуст (Johannes Faust или Fust) и Петер Шеффер (Peter Schoeffer). Так, по крайней мере, утверждает Джон Тимбс (John Timbs) - автор книги Wonderful inventions: from the mariner's compass to the electric telegraph cable.
Иоганн Гутенберг, Иоганн Фуст и Петер Шеффер – изобретатели книгопечатания. |
Alden’s type-setting and type-distributing machine. Scientific American. September 3, 1864. |
Potter’s improved printing press. Scientific American. January 7, 1866. |
7. Микроскоп / The Microscope
Эти два оптических прибора действительно являются великими изобретениями человеческого гения. Появились они благодаря развитию области физики – оптики, а также оптической промышленности, которая появилась в Голландии в виде производства очков. Поэтому и появились Телескоп и Микроскоп в Голландии на рубеже 16-го и 17-го веков благодаря стараниям голландских очковых дел мастеров Иоанна Липперсгея и Захария Янсена. Хотя исследователи до сих пор спорят, кому из них отдать приоритет на эти изобретения, мне представляется спор этот несколько бессмысленный, хотя бы в силу давности этих событий.
И, тем не менее, микроскоп появился к 1590 году, а телескоп, вернее подзорная труба – в 1608 году.
А вот дальнейшее усовершенствование, а главное практическое использование, связано с именем Галилео Галилея. Он первый догадался в 1609 году направить зрительную трубу в небо, тем самым превратив её в телескоп. В дальнейшем Галилей активно занимался совершенствованием телескопов, создав инструмент с 32-кратным увеличением и сделав с помощью его ряд научных открытий в области астрономии. В 1611 году греческий математик Джованни Демизиани для одного из новых приборов Галилея предложил название телескоп.
К развитию микроскопа Галилей также приложил свои усилия. В 1624-м году он представил свой новый составной микроскоп, который назывался occhiolino, что по-итальянски означает - маленький глаз. Однако, через год, его друг по Академии Джованни Фабер предложил для нового изобретения термин микроскоп.
Вот так выглядел телескоп в середине 19-го века. Гравюра из книги: Les grandes inventions scientifiques et industrielles: chez les anciens et les modernes. Автор: Louis Figuier. Издатель: Hachette, 1859 |
В английском языке часы выражаются разными словами. Слово Clocks обозначают обычно большие часы, т.е. настенные, настольные, башенные. А слово Watches – карманные, наручные. В контексте описываемой книги, в данном случае имеется в виду изобретение механических часов. До них были известны другие виды часов, а именно: солнечные, водяные, песочные и др. К настоящему времени известны также другие виды часов: электронные, атомные и т.д..
Отличие механических Clocks и Watches между собой, кроме естественно размеров, заключается в приводе, которым в карманных (наручных) часах является только пружина - важное изобретение в часовом механизме, сделанное в 15-м веке.
Как ни странно, одним из видов Watches является хронометр - механические часы с особо точным ходом (погрешность ±5 секунд в сутки), размер которых, обычно, не позволяет их носить в кармане. Хронометр долгое время служил, чуть ли не единственным, способом определения долготы, которую можно было вычислить по разнице между местным временем астрономического события (например, восхода Солнца), и временем данного астрономического события на долготе Гринвичской обсерватории. Поэтому, после своего изобретения в период между 1734 - 1768 годами английским часовщиком-самоучкой Гаррисоном (John Harrison), хронометр стал неотъемлемой частью оборудования морского судна.
9. Порох и бездымный порох (Черный порох и пироксилин) / Gunpowder and Gun-cotton
16. Военные железные корабли (броненосцы), пушки и броня / Iron Ships of War, Guns, and ArmourК изобретению пороха, как и к изобретению других взрывчатых веществ, в современном обществе отношение неоднозначное. Пережив две кровопролитные мировые войны, и не раз стояв на пороге третей, которая могла бы уничтожить современную цивилизацию, человечество весьма осторожно в оценке любых нововведений в военной сфере. В 19-м веке еще было не так очевидно, к каким ужасам войны могут привести усовершенствования средств и орудий войны, вызванные развитием науки и техники. Потому и попали в список самых замечательных изобретений порох и железные корабли войны с их новыми, на тот момент, пушками и защитной броней.
Существует устойчивое мнение, что порох, вернее дымный или черный порох, представляющий собой механическую смесь калиевой селитры, угля и серы в соотношении 15:3:2 (75 % KNO3, 15 % C и 10 % S), изобрели в древнем Китае. Однако, калиевая селитра, которая необходима для получения стабильных составов пороховых смесей, в природе не встречается, и для её получения требуется химическая технология, появившаяся только в XV—XVI веках. Получение древесного угля с высокой удельной поверхностью требует технологий получивших распространение лишь с развитием металлургии железа. Поэтому, приоритет в изобретении пороха, следует отдать Европе, причем его можно считать плодом коллективного труда многих европейских исследователей и ученых. Все что было до того в Китае, на Востоке и в самой Европе, можно назвать пиротехническими составами из природных селитросодержащих смесей и органики, и считать их порохами, в современном понимании, все же не следует.
Что касается бездымного пороха (англ. Smokeless powder или nitro powder), то упоминаемый в книге Gun-cotton им не является.
Настоящий бездымный порох изобрел в 1884 году Поль Вьель (Paul Vieille). Получивший название Poudre B, этот порох был смесью желатинизированного пироксилина с эфиром и спиртом, с последующей грануляцией и сушкой.
Пироксилин это вид нитроцеллюлозы - продукт полной этерификации целлюлозы азотной кислотой.
Способ получения стабильной нитроцеллюлозы разработал швейцарский химик Кристиан Фридрих Шёнбейн (Christian Fridrich Schönbein), который заключался в обработке одной части хлопковых волокон в пятнадцати частях смеси серной и азотной кислот в соотношении 50:50. После такой обработки хлопок удалялся из раствора, промывался и высушивался. Полученный новый материал стал применяться в производстве т.н. ружейного хлопка (Guncotton, Gun-cotton) о котором и идет речь в книге. Нитроцеллюлоза давала в 6 раз больший объем продуктов горения, чем дымный порох, намного меньше дыма и меньше нагревала оружие. Исследованиями пироксилина с 1862 года занимался английский химик Фредерик Август Абель, которому в 1868 году удалось получить прессованный пироксилин. Однако производство, хранение и использование пироксилина было крайне опасным и сопровождалось многочисленными взрывами. Эти взрывы привели к практически полному отказу от применения пироксилина в течении 20 лет, пока в 1884 году не был изобретен Poudre B – первый вариант настоящего бездымного пороха.
Что касается бронированных кораблей и артиллерии к ним, то в 1868 году всё ещё только начиналось, хотя огромные перспективы уже просматривались, раз Iron Ships of War, Guns, and Armour попали в список Wonderful inventions.
Развитие металлургии привело к появлению высококачественной стали, способы обработки которой уже позволяли изготовлять орудия, заряжающиеся с казенной части. Такие орудия привели к появлению новых снарядов, что вынудило кораблестроителей защищать военные суда броней. Началось, шедшее с переменным успехом, противостояние брони и снаряда, которое не закончилось и сейчас. А в то время, все это выглядело так:
Корабельное орудие образца 1855 года. Maudslay’s patent brech-loading cannon. The mechanic’s magazine. July 7th – December 29th, 1855. Vol. LXIII. |
Французский, покрытый железом, фрегат “La Gloire” The French iron-plated frigate “La Gloire”. Scientific American. Vol.IV.-No.7. February 16, 1861. |
Способ бронирования (plating ships) деревянных кораблей. Improvement in plating ships of war with iron. Scientific American. Vol.IV.-No.3. January 19, 1861. |
Продолжение следует.
Комментариев нет:
Отправить комментарий