воскресенье, 16 мая 2010 г.

Рersonal watercraft - Гидроцикл - Водный Мотоцикл


Александр Мицкевичюс
Рersonal watercraft или Кто изобрел Водный Мотоцикл?

Для начала, чтобы сразу было понятно, о чем идет речь, представляю небольшой коллаж из нескольких фотографий найденных в интернете. Показаны двухместный, одноместный и спортивный (стоячий) варианты водных мотоциклов. Не уверен, что это все возможные типы данного транспортного средства, но для начала хватит.
Далее, стоит, пожалуй, коснуться определений и понятий, т.к. здесь есть некоторая неразбериха и путаница.
В русскоязычных источниках наиболее часто употребляемыми названиями в отношении данных средств развлечения являются «Гидроцикл» и «Водный мотоцикл». Например, в русской версии Википедии  в статье «Гидроцикл» эти понятия идут как синонимы уже в определении.
Гидроцикл  (водный мотоцикл) - скоростное персональное водное транспортное средство с собственным двигателем, предназначенное для скольжения по водной поверхности, длиной до двух метров и грузоподъёмностью до 300 килограмм. Как правило, гидроциклы делят в первую очередь на «стоячие» и «сидячие». Стоячие спортивные гидроциклы обладают большой маневренностью и требуют твёрдой опытной руки, используются и в гонках, и во фристайле. Сидячие гидроциклы менее приспособлены для трюков и крутых виражей, но зато устойчивы и идеально подходят для «прогулочного стиля». Существуют туристические (семейные), спортивно-туристические и чисто спортивные модели. В настоящее время гидроциклы используются для отдыха, в спортивных целях и редко как спасательное средство.
Определение, возможно, не совсем удачное, но с учетом того, что статья в Википедии на данный момент не завершена, не буду сильно по этому поводу возмущаться.
Также, применяют еще названия «водный скутер» и «аквабайк». Ну, со скутером вроде все понятно, это по аналогии с сухопутным скутером, вероятно, так называют небольшие аппараты. А вот аквабайк это вроде и есть водный мотоцикл, но правильнее все же, так называть не аппарат, а вид спорта.
Что же касается англоязычных названий, в настоящее время устоявшимся считается практически одно название - personal watercraft или personal water craft (PWC). Хотя в начале своего становления, и позже – в процессе развития,  для гидроциклов было предложено много различных названий. Приведу лишь несколько: Small sized jet propulsion boat (4979459); Aquatic vehicle (3369518, 3426724, 3623447); Jet powered watercraft (3948206); Small watercraft (4457726, 5076190); Small-sized marine craft (4625669); Small-sized surface boat (6915755). Здесь в скобках указаны патенты США, откуда они взяты. И сейчас можно встретить подобные названия, но, пожалуй, только в патентах. В основном, и в патентах, и коммерческом использовании утвердилось одно название - personal watercraft. Хотя с моей точки зрения понятие персональное судно имеет гораздо более широкое значение, чем просто водный мотоцикл. Вот для примера несколько транспортных средств, каждое из которых имеет свое оригинальное название, но их всех можно смело отнести personal watercraft.

Еще раз обращусь к Википедии, только в этот раз к англоязычной версии. Ниже приведена цитата и её перевод из статьи Personal water craft. Сразу извиняюсь за мой не слишком литературный перевод.
A personal water craft (PWC) is a recreational watercraft that the rider sits or stands on, rather than inside of, as in a boat. Models have an inboard engine driving a pump jet that has a screw-shaped impeller to create thrust for propulsion and steering. They are often referred by the brand names Jet Ski, WaveRunner or Sea-Doo.
Most are designed for two or three people, though four-passenger models exist. Stand-up PWCs were first to see mass production and are popular for single riders. The invention of both major types of PWC is credited to Clayton Jacobson II of Arizona, USA, originally a motocross enthusiast.
Гидроцикл является развлекательным (для отдыха) судном,  где ездок сидит или стоит на, а не внутри, как в лодке. Модели имеют расположенный внутри двигатель приводящий в движение водометный (гидрореактивный) движитель насосного типа, который имеет винтообразные крыльчатки для создания тяги для поступательного движения и рулевого управления. Наиболее часто упоминаются торговые марки Jet Ski, WaveRunner или Sea-Doo.
Большинство из них рассчитаны на два или три человека, хотя и 4-х местные модели также существует. Стоячие гидроциклы были первыми¸ которые увидели массовое производство и часто применяется для одиночных ездоков. Изобретение обоих основных типов гидроциклов приписывают Клэйтону Джейкобсону II (Clayton Jacobson II)  из Аризоны, США, первоначально энтузиаста мотокросса.
Здесь конечно, гораздо больше полезной информации. Прежде всего, приведено классическое описание гидроцикла. Для большей иллюстративности приведу рисунок со схемами подобного аппарата, взятые с  American Boating Education - Boating Safety Course и Boat Design Net - the Boat Design and Boat Building Site.
Схема Personal watercraft
И наконец, в приведенной выше цитате из Википедии есть ответ на главный вопрос этого сообщения. Изобретателем гидроцикла (водного мотоцикла, personal watercraft) является Клэйтон Джейкобсон II (Clayton Jacobson II). И это не подлежит сомнению.
Первый патент Джейкобсон получил в 1966 году (патент США № 3369518) на стоячий (standup) гидроцикл.
Патент США № 3369518. Aquatic vehicle
Все предыдущие патенты на подобные изобретения можно отнести больше к моторизованным доскам (surfboard) о чём я писал в сообщении о PowerSki Jetboard. Или вот еще пример -патент США №3213822 Motorized surfboard.
Патент США №3213822. Motorized surfboard
А вот более близкая идея к изобретению Джейкобсона – патент США №3270707 – Aquatic device. Более близкая – но не очень близкая.
Патент США №3270707. Aquatic device
Не знаю, была ли реализована в металле модель Джейкобсона по его первому патенту, но в серийном производстве её не было. Дальше начинается сотрудничество изобретателя с известной фирмой Бомбардир (Bombardier Inc.). Внимание изобретателей – дальше пример сотрудничества изобретателей с крупными корпорациями. И хотя Джейкобсон был сторонником именно стоячих гидроциклов, его сотрудничество с Bombardier привело к появлению сидячих (sit-down) моделей. Думаю это было вызвано в первую очередь чисто маркетинговыми соображениями руководителей Бомбардира, которые позиционировали гидроцикл именно как recreational watercraft, т.е.предназначенного именно для отдыха, а не для активного отдыха (спорта). Кроме того, к тому времени фирма Bombardier была известна как производитель снегоходов, выпуская их под маркой Ski-Doo®. А сидячий гидроцикл, в верхней своей части, очень напоминает снегоход. Не удивительно, что гидроцикл, который начала выпускать фирма Бомбардир в 1968 году получил название Sea-Doo®.
Была и чисто техническая причина запуска в производство именно сидячей модели. Широкий, плоский корпус был выбран, чтобы выдержать вес двигателя Rotax объемом 318 куб.см., а также его систему воздушного охлаждения. С современной точки зрения, Sea-Doo® model 320 имел много недостатков: двигатель мощностью 24 л.с. явно маловат по современным понятиям; как следствие недостаточной мощности – небольшая скорость; медленное рулевое управление, которое не позволяло делать крутые повороты; низкая надежность двигателя; восприимчивость к коррозии. Но это был первый серийно выпускаемый гидроцикл. Кстати, Джейкобсон не забыл оформить патент и на эту модель.
Привожу фотографию с форума ski-doo snowmobile forums - DOOTalk.com настоящего Sea-Doo® 320, который сохранился у какого то энтузиаста.
Sea-Doo® model 320
А вот и патент США №3426724 – Power-driven aquatic vehicle, полученный Джейкобсоном в 1968 году. Думаю, что сходство здесь очевидно.
Патент США №3426724. Power-driven aquatic vehicle
Справедливости ради следует сказать, что более чем за 10 лет до Бомбардира и Джейкобсона, в середине 50-х годов 20-го века известный британский производитель мотоциклов – фирма Vincent-HRD company также наладила производство аппаратов для отдыха на воде. Назывались они Amanda Water Scooter, и в них также человек находился в положении сидя сверху, как на мотоцикле, а не внутри корпуса, как в лодке.
 Amanda Water Scooter фирмы Vincent
Однако называть этот водный скутер гидроциклом, в современном понимании этого слова, я бы не стал. Главного, чего для этого не хватает – водометного движителя. Так что приоритет в выпуске первого гидроцикла остается у Джейкобсона и фирмы Бомбардир.

Джейкобсон продолжая оставаться сторонником стоячих моделей, постоянно их совершенствовал, стараясь продвинуть их на рынок. Но на рубеже 60-х – 70-х годов у него возникли проблем с фирмой Бомбардир. Вероятно, связанный лицензионными и другими договорами, он не мог полноценно работать, например, предлагая свои идеи другим фирмам. К тому же, в это время Бомбардир решил уйти с рынка гидроциклов, сосредоточившись на производстве снегоходов.
Джейкобсон к тому времени имел уже почти готовый стеклопластиковый прототип с поворотной рукояткой  управления, и ставшей впоследствии знаменитым, способностью к остойчивости. Кроме того, он имел уже и патент на эту модель.
Патент США №3826220. Self-righting power-driven aquatic vehicle
И тогда Джейкобсон порывает с Bombardier и идет на Kawasaki. Вероятно, Kawasaki и Джекобсон смогли договориться о сотрудничестве на взаимовыгодных условиях. В результате этого сотрудничества родился Jet Ski® - первый коммерчески успешный гидроцикл, с одной из самой длинной историей производства. Первые модели Jet Ski® продавались слабо, однако, с появление модели JS440 в 1977 году продажи резко возросли благодаря применению новой маркетинговой стратегии Образа Жизни (lifestyle-oriented marketing).
Kawasaki Jet Ski 440
Вот такова история рождения гидроцикла (водного мотоцикла, personal watercraft). Конечно, история на этом не закончилась, она только начиналась. Но в рамках этого сообщения, и даже блога осветить её вряд ли удастся. Поэтому, чтобы показать на каком уровне находится сейчас это направление представляю две последние модели фирмы Kawasaki.
Модели Kawasaki Jet Ski 800SXR и Kawasaki Jet Ski STX-15F 2010 года.
Не закончилась эта история и для Клэйтона Джейкобсона. Он продолжал и дальше творить, изобретать и продавать лицензии разным фирмам. И к 1991 году заработал около $3 млн. в виде роялти от PWC.

И в заключении, немного еще ссылок, если кому интересна эта тема.
Clayton Jacobson II - Wikipedia, the free encyclopedia
Kawasaki Watercraft
The Personal Watercraft Phenomenon
The History of the Jet Ski - Clayton Jacobsen
The Anti-Canoe?
Думаю, что на сегодня хватит.

Comments:

При работе над статьей о реактивной доске PowerSki Jetboard пришлось окунуться в мир водного спорта и развлечений. В результате у меня появился материал не только об этой доске, но и о других средствах отдыха на воде, в частности гидроциклах или водных мотоциклах. Немного поработал, и получилось эта статья.

1 комментарий:

  1. Спасибо, очень интересная и познавательная статья.

    ОтветитьУдалить