суббота, 16 апреля 2011 г.

Pоликовые коньки - roller skates (продолжение)

Начало здесь
Предыдущее сообщение закончилось 1860 годом, когда американец Рубин Шалер (Reuben Shaler) запатентовал и начал производить роликовые коньки с четырьмя колесами, расположенными в один ряд, т.е. фактически прообраз современных inline коньков.
Однако, общепризнанным считается факт, что настоящая история  роликовых коньков (массовое увлечение) началась в 1863 году, когда Джейм Плимптон (James Leonard Plimpton) из Нью-Йорка изобрел и начал изготавливать первые удачные роликовые коньки с парным расположением колес, прообраз того, что сейчас называется квады.
Первый патент на роликовые коньки типа квады.
Патент США №37305. Parlor Skate.
Все это действительно так, и с этим утверждением трудно спорить. Интересно другое – понять, почему это произошло. Факторов, которые этому способствовали, было несколько, но основным все-таки следует признать удачную идею - конструкцию роликовых коньков. Коньки  Плимптона имели два параллельных набора колес, одна  пара под голеностопным суставом, а другая пара под пяткой. Четыре колеса были сделаны из самшита и снабжены резиновыми амортизаторами. Но основная идея, которая и задекларирована в патенте, заключалась в большой маневренности, что достигалось особой конструкцией крепления роликовых пар. Как можно видеть из рисунка, эти пары устанавливались на осях, расположенных под углом к горизонту. Таким образом, даже при небольшом наклоне ноги, пары колес синхронно поворачивались, как показано на Fig.3 описания патента, и коньки вместе с катающимся ехали по кривой (окружности). 
Еще одной особенностью этих коньков было оригинальное безременное крепление коньков к подошве ботинок, с помощью специальных защелок. Однако, такой способ крепления развития не получил, и уже вскоре стали использовать ременное крепление коньков, о чем может свидетельствовать рисунок из статьи Plimpton’s parlor and ice skates, опубликованной в журнале Scientific American от 17 марта 1866 года. Из рисунка видно, что и конструкция роликовых пар претерпела изменения, по сравнению с той, что была заявлена в патенте №37305 от 1863 года.

Plimpton’s parlor skates.
Приведу также небольшой фрагмент из этой статьи.
A few weeks ago we alluded to the private skating rooms of Mr. Plimpton, on the corner of Tenth and Fourth avenue, in this city. Many inquiries having been made in regard to the kind of state made and used by Mr. Plimpton, we have had engraved and present herewith illustrations of both the parlor and ice skate; or strictly speaking, the patent skate with the roller and “runner” attachment - the same frame answering the purpose for both in-door and out-door sport.
Если пропустить упоминание о том, что эти коньки являются универсальными (перенастраиваемыми), и предназначены для езды как летом, так и зимой, то можно выделить главное, что уже в 1866 году на углу Десятой и Четвертой авеню в этом городе (вероятно в Нью-Йорке) существовали частные комнаты для катания на роликовых коньках. Почему в то время катались на этих коньках в комнатах, думаю понятно – дорог и тротуаров с ровным покрытием, которое необходимо для таких маленьких колес, не было.
Впрочем, в другом источнике говориться следующее:
Четырехколесные, с возможностью поворота, роликовые коньки или квады, с четырьмя колесами установленными бок обок в две пары, впервые были разработаны в Нью-Йорке Джеймсом Плимптоном в попытке улучшить предыдущие конструкции. Коньки позволяли совершать поворотные действия благодаря применению резиновых амортизаторов, которые давали возможность фигуристам ездить по кривой, едва наклонившись в одну сторону. Это был огромный успех, такой большой, что первый публичный каток был открыт в 1866 году в Ньюпорте (Newport), штат Род-Айленд (Rhode Island) при поддержке Плимптона. Конструкция квадов позволяла легче поворачивать и маневрировать, и они стали доминирующими в отрасли более века.
Не будем придираться к таким маленьким несоответствиям: Нью-Йорк или Ньюпорт, какая разница, главное год совпадает. И этот год явился очень важным с точки зрения развития бизнеса (индустрии) катания на роликовых коньках. В 1866 году, кроме открытия катков со специальным покрытием для пола (skating floor), Плимптон: начал сдавать для своих клиентов роликовые коньки в аренду; основал первую ассоциацию - New York’s Roller Skating Association; открывал роликовые катки на Северо-востоке и много путешествовал, давая уроки и тем самым пропагандируя это новое увлечение. 
По официальной версии, в 1876 была изобретена и запатентована еще одна важная деталь, без которой немыслимы современные роликовые коньки-квады – тормоз. Правда, нигде не говориться, кто изобрел этот тормоз. Чтобы ответить на этот вопрос, мне пришлось приложить усилия. Но сначала, надо рассказать, о чем собственно идет речь. Для ясности, ниже, привожу рисунок (коллаж), на котором изображены: трехмерная диаграмма сборки типичного квада; рисунок с патента США №3156482; роликовый конек RIO ROLLER - Disco Roller Skates с интернет магазина.

Примеры тормозного устройства (toe stop) на роликовых коньках-квадах.
Как это приспособление (тормоз) называется по-русски, я не знаю. Найти информацию об этом на русскоязычных сайтах я также не смог, т.к. в наших странах квады большой популярностью не пользуются, и соответственно информации о них мало. Так что пусть так и будет – тормоз. А вот по-английски этот brake обычно называется Toe Stop. А придумал тормоз для роликовых коньков выдающийся изобретатель и неординарная личность второй половины 19-го века, американец Cyrus Wellington Saladee.
Cyrus Wellington Saladee родился в 1829 году в Пенсильвании. Он был старшим из 7 детей.
Он был изобретателем, который имел более 200 патентов. Один из них - легкая коляска (buggy) Saladee,  а другой – Техасский Паровой Плуг (Texas Steam Plow).
Для своего времени он был весьма эксцентричной личностью (eccentric personality), что выражалось и в одежде - постоянно носил цилиндр (Top Hat), в образе жизни – постоянно путешествовал, в его больших умственных способностях (highly intelligent).
Во время гражданской войны был полковником в армии конфедератов.
Он был изобретателем сменного воротничка (linen collar), the index for playing cards и других предметов численностью до 200. Все покупатели его патентов разбогатели, и он тоже был очень богат, но умер в нищете от передозировки морфия.
 И этот человек внес свою лепту в развитие роликовых коньков, в частности, изобретя тормоз.

Первые роликовые коньки с тормозам от Cyrus Saladee.
Патент США № 177565. Parlor-skates
Впрочем, этот год (1867) оказался весьма плодотворным для Saladee на изобретения в этой области. Вот номера патентов США за 1867 год, на которых стоит имя C.W.Saladee: 177565, 177566, 177567,177568, 180646, 181868
Патенты C.W.Saladee: 177566, 177567,177568, 180646, 181868
Был еще один весьма интересный патент (№182835) на тормоз для Parlor Skates, полученный в 1876 году неким Уильямом Локвудом (William Lockwood). Но принцип действия отличался кардинально – надо было дергать за веревочку, постоянно держа при этом ее в руке, пружина отгибалась и прижимала прикрепленную на ней колодку к колесу, тем самым тормозя движение. Ни чего не напоминает? Пожалуй, это прообраз велосипедного тормоза, или наоборот идею "содрали" с велосипеда.
Тормозная система роликовых коньков из патента США №182835
Следующим, завершающим, этапом, превращающим первые роликовые коньки в современный вид, должно было стать применение шарикоподшипников в колесах, т.к. любой инженер скажет, что при тех переменных и ударных нагрузках на конструкцию, никакой подшипник скольжения, которыми являлись по сути места соединения колес с осями, долго не протянет. Это и при современных материалах весьма проблематично сделать, тем более сложно при ограниченном выборе в те годы.
И тут в официальной версии истории возникает путаница. Вообще то, первым до этого додумался в 1852 году англичанин Джозеф Гидман (Josepf Gidman), но по причинам мне неведомым распространения эта идея не получила. Опять в 1867 году, но уже в Бирмингеме (Англия), два изобретателя: Уильям Браун (William Brown) и Джозеф Генри Хьюз (Joseph Henry Hughes) изобрели и запатентовали конструкцию колеса для роликовых коньков в которой применялись шарико- или роликоподшипники. Это был прообраз всех современных колес для роликовых коньков. Спорить с этим утверждением сложно, т.к. доказательств этого факта я не нашел, и поэтому не могу здесь показать рисунки этого изобретения, ввиду отсутствия их у меня. Дальше утверждается, что в 1884 году Левант Ричардсон (Levant M. Richardson) из Чикаго (США) получил патент на использование стальных шарикоподшипников в колесах роликовых коньков. Это резко уменьшило трение и позволило фигуристам увеличивать скорость с минимальными усилиями. Наверно все это так, только чем колеса Ричардсона отличаются от колес Брауна и Хьюза, или Гидмана? И за кем все-таки приоритет в использовании подшипников?
Коньки Леванта Ричардсона с подшипниками в колесах
Патент США №308990

Все эти усовершенствования способствовали тому, что в 1880-х годах начался настоящий бум в увлечении катания на роликах. Спрос породил и предложение, и изобретателей, и множество предпринимателей работающих в этом бизнесе. Производство роликовых коньков стало массовым. Так, например, Микаджа Хенли (Micajah C. Henley) из Ричмонда (Индиана), на своей фабрике производил тысячи коньков в неделю. Коньки Хенли были первыми с регулируемым с помощью винта напряжением (tension), предком шкворневого механизма (kingbolt mechanism) в современных квадах.
Патенты Микаджа Хенли (Micajah C. Henley)
Примером массовости этого явления может служить карикатура тех времен, которую я нашел в книге Hard at play: leisure in America, 1840-1940
В середине 1880-х годов катание по воскресеньям на роликах стал настолько популярным, что посещаемость церкви упала. На этой карикатуре художник намекает пасторам с небольшим количеством прихожан о том, как заполнить их церкви.
Для популяризации катания на коньках стали проводится различные конкурсы и соревнования. Так в помещениях, богатые господа в Ньюпорте (Род-Айленд) играли в роликовое поло (roller polo) и хоккей. Другие принимали в конкурсах танца и фигурного катания. На улицах мужчины и женщины бежали в конкурсах на скорость. Чем больше публика видела катающихся на коньках, тем больше она хотела попробовать сама. Катание на роликовых коньках вскоре переросло в первый бум.
Любое массовое общественное явление стремиться к самоорганизации, упорядочиванию и структурированию. Так произошло и с массовым увлечением катанием на роликах. Не без помощи заинтересованного в этом деле бизнеса, стали возникать клубы, ассоциации, появились различные виды спорта, по которым стали проводится соревнования, и т.д. и т.п.

В конце 19-го - начале 20-го века роликовые коньки как техническая система и как явление (увлечение) продолжали развиваться. Можно отметить несколько событий этого периода.
В 1898 году, уже упомянутый выше изобретатель роликовых колес на подшипниках, Левант Ричардсон организовал новую компанию Richardson Ball Bearing and Skate Company, которая стала производить коньки для профессионалов.
Было бы неправильно утверждать, что развивались только коньки типа квады. В этот период отмечено появление коньков (cycles-skates) конструктивно похожих на современные онлайн коньки. Они были изобретены в ответ на необходимость кататься на всех типах поверхностей, и были первым шагом в развитии вездеходных (вне дорожных) коньков, и использовали резиновые колеса или шины.
В 1902 более 7000 человек приняли участие в ночном открытии общественного катка Колизей в Чикаго. Вот это действительно размах, который в наше время трудно даже представить.
В этот период сотни катков открылись в США и Европе. В 1908 году даже знаменитый Мэдисон Сквер Гарденс (Madison Square Gardens) в Нью-Йорке превратился в каток.
Как ни странно это может показаться, но в эти годы продолжал творить и изобретатель квадов Джейм Плимптон. Вот его патент США №906281 от 8 декабря 1908 года. Можно заметить, что в техническом плане эти коньки далеко ушли от его первых коньков из 1863 года.
Патент США №906281. Roller Skate
Дальше последовало множество событий связанных, в частности, с мировыми катаклизмами (войнами), которые конечно не самым лучшим образом отразились на всем мировом развитии, и на роликовых коньках, в частности. Но даже плохие времена не могут остановить развитие, тем более, что плохо было не всегда. Роликовые коньки в 20-м веке конечно же развивались и в техническом и в организационном плане. Некоторые моменты этого развития можно посмотреть на этой страничке: История роликовых коньков (Roller skates) в картинках

Серьезные изменения начали происходить, начиная с 60-х годов 20-го века. И связано это было с появлением новых материалов. Это предопределило второй бум в увлечении роликовыми коньками, который начался в 1980-х годах.
Начало этого бума связывают с братьями Олсон (Scott and Brennan Olson), которые в 1979 году  представили публике новую версию, изобретенных еще в 60-х годах, inline skates. По сути, они ничего нового не изобрели. Подобные коньки производились даже в СССР, начиная с 60-х годов, и я сам их видел в магазинах спорттоваров и на одиноких чудаках, ездивших в них по улицам. Но, где-то новые материалы, где-то правильный маркетинговый ход, где-то просто повезло, т.к. публика созрела к восприятию нового товара, и у братьев Олсон коммерческий успех, а у роликовых коньков новый бум.
Примеры inline коньков до братьев Олсон.
Патенты США № 3880441, 3963252, 4095846

И как следствие этого бума - всплеск изобретательской и коммерческой активности. Не хочу, и не буду подробно останавливаться на современных тенденциях в развитии роликовых коньков, т.к. мне здесь трудно отделить зерна от плевел, т.е. трудно разобраться, не будучи специалистом в этой области, где здесь заканчиваются новые технические решения, а начинается маркетинг, PR и реклама. Но, тем не менее, кратко изложу известные факты.
В середине 90-х годов произошли очередные революционные изменения, которые сделали катание на роликовых коньках еще более популярным. Сначала появляется «мягкий» ботинок (разработка фирмы K2), а затем вся конструкция становится модульной (1997 год, фирма Upsidedown), что дало возможность заменять отдельные детали и собирать ролики под свои желания и потребности.
В 2006 году свершилось очередная революция, которая вывело катание на роликовых коньках на новый уровень удовольствия, и еще больше добавила популярности – инженер Sebastien Laffargue разработал и выпустил в продажу коньки для слалома.

На этом буду заканчивать изложение официальной истории развития роликовых коньков, которую я постарался показать немного подробнее. Понятно, что при желании всегда можно написать еще более подробно, но с меня хватит. Хотя с роликовыми коньками я не заканчиваю. Материалов на эту тему насобирал много, так что возможно созрею до еще одного сообщения. Думаю, что это будет, что-то типа: Дополнения к официальной версии.

2 комментария:

  1. Александр, по этой статье мне нужно с вами связаться, нужна ваша помощь. Как это сделать??????

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Извиняюсь, что не сразу ответил. Жду вашего письма. Мой адрес: aleck63 на mail.ru

      Удалить