суббота, 12 января 2013 г.

Baby transport - Part 1

История Детской Коляски.

Детская коляска известна каждому. Все мы сталкивались с этим предметом, если уж не в своей повседневной жизни, то хотя бы визуально на улицах городов и населенных пунктов.
Логично предположить, что детская коляска имеет очень давнюю историю, уходящую в века. Однако, как ни странно, это изобретение относительно не очень давнее.

Появление первой детской коляски

Первую детскую коляску изготовил известный английский архитектор и садовод (ландшафтный дизайнер) Уильям Кент (William Kent 1684—1748). Работая над проектами различных архитектурных сооружений для своих заказчиков, он также занимался окружающей обстановкой строящихся зданий (сады и парки) и их внутренним убранством (мебелью).

Уильям Кент  (William Kent 1684—1748) - английский архитектор и садовод, изобретатель детской коляски.
Одним из его заказчиков был Уильям Кавендиш 3-й герцог Девонширский (1698–1755) , для которого по его эскизам были меблированы лондонские апартаменты и вилла в Раушеме (Оксфордшир). Также, по заказу герцога, для его детей, Уильям Кент в 1733 году изготовил коляску, которая в настоящее время находится в экспозиции дворца Чатсуорт-хаус (Chatsworth House) - главной резиденцией герцогов Девонширских. Именно эта детская коляска и считается первой, ибо других более ранних исторических свидетельств не сохранилось.

First perambulator 1733 William Kent
Первая известная детская коляска, построенная в 1733 Уильямом Кентом по поручению 3-го герцога Девонширского, выставленная в экспозиции дворца Чатсуорт-хаус (Chatsworth House).
Впрочем, так утверждают англоязычные источники, с которыми, в подобных случаях, можно не то чтобы не соглашаться, а подвергать эти сведения сомнению и проверке. Вот и в этом случае, немецкий автор Heinz Sturm-Godramstein в книге Kinderwagen gestern und heute, т.е. Коляска вчера и сегодня, приводит рисунок, согласно которому дату изобретения первой коляски для детей можно перенести на 1650 год.

Kinderwagen gestern und heute
Рисунки первых детских колясок из книги Kinderwagen gestern und heute
Стоит обратить внимание, что эти первые коляски были фактически уменьшенными копиями легких конных экипажей, и соответственно их приходилось тянуть за собой, а не толкать, как это принято сейчас.
Как известно, людям свойственно подражать друг другу. Кроме того, большинство людей завистливы, а богатые люди вдвойне завистливы. Стоило появиться у герцога Девонширского первому детскому транспортному средству, как эта мода стала быстро распространяться по богатым домам Европы. Понятно, что все эти коляски изготовлялись по индивидуальным проектам в единичных экземплярах, и ни о каком серийном производстве речи идти ещё не могло. И потому, в 18-м веке детские коляски были роскошью, которая была доступна не просто богатым, а очень богатым и знатным людям.

Baby carriage, pushchair (или push chair), stroller, perambulator, pram, carrycot, buggy -  все это Детская коляска.

Может показаться удивительным, но термин русского языка “Детская коляска” практически только так обозначает этот предмет, не смотря на разнообразие их видов. В английском же языке для детской коляски имеется множество названий. Объясняется это несколькими факторами: во-первых - большим разнообразием моделей детских колясок, представленных в настоящее время на рынке; во-вторых – наличием в мире нескольких центров английской культуры (Великобритания, Северная Америка, Австралия и т.д.), в каждом из которых существуют свои названия одних и тех же типов колясок; в-третьих – достаточно большим периодом развития этого предмета, который имел разные названия в разные исторические эпохи.
Вот как пытается объяснить это разнообразие английская Википедия.
Baby transport (commonly known as a baby carrier, buggy, carrycot, child carrier, perambulator, pram, push-chair or stroller) consists of devices for transporting and carrying infants.
Wheeled devices are generally divided into 'Prams/carrycots' (British English) or 'baby carriages (North American English) which are used for newborn babies in which the infant normally lies down facing the pusher and 'Push chairs/buggies' (British English), or 'strollers' (North American English) which are used for the small child up to about three years old in a sitting position facing forward. In the United States, "stroller" refers to the open, folding transport, whereas "buggy" refers to the larger, covered transport.
The term carrycot became more common in the UK after the introduction of lighter units with detachable baby carriers in the 1970s. Previously the larger and heavier prams, or perambulators had been used since their introduction in the Victorian era; prams were also used for infants, often sitting up.
Колесные устройства для транспортировки детей, как правило, делятся на "Prams/carrycots" (британский английский) или "baby carriages" (североамериканский английский), которые используются для новорожденных, в которых ребенок обычно лежит перед толкающим, и "Push chairs/buggies" (британский английский ) или "strollers" (североамериканский английский), которые используются для детей примерно до трехлетнего возраста в положении сидя лицом вперед. В Соединенных Штатах, "strollers" относится к открытым, складывающимся коляскам, в то время как термин "buggy" относится к большим крытым транспортным средствам.
Термин carrycot стал более распространенным в Великобритании после появления легких съемных (detachable) колясок в 1970-х годах. До этого использовались большие и тяжелые коляски (prams или perambulators) с момента их появления в викторианскую эпоху; термин prams также использовался для колясок, в которых младенцев перевозили больше сидя.
Baby transport
From Wikipedia, the free encyclopedia
Большое разнообразие моделей на современном рынке, помноженное на маркетинговые способы их продвижения, особенно не носителями английского языка (например, китайскими товарищами), породило еще большее разнообразие в терминологии детских колясок, что составить из всего этого разумную классификацию весьма затруднительно. Поэтому даже не буду пытаться это делать ввиду бессмысленности этой идеи. А в качестве примера, приведу рисунок с современными моделями детских колясок, которые предлагает один из производителей (продавцов) на своем сайте.

Heritage Prams, iCandy Available to Purchase in Store Only, Package Deals, Prams, Pushchairs, Three Wheeler, Travel System, Twins – современные модели детских колясок представленные на сайте СarridgesPramCentre

 Детская коляска в 19-м веке

В первой половине 19-го века детские коляски превратились из предмета роскоши для очень богатых в обычную вещь для просто богатых. Появилась возможность купить их в магазине, а это свидетельствует о том, что их производство стало, если уж не серийным, то, по крайней мере, штучным ремесленным или мелкосерийным промышленным. К началу 1840-х годов детские коляски стали чрезвычайно популярными. А произошло это благодаря изобретателю толкающей детской коляски Чарльзу Бартону (Charles Burton) и … Королеве Виктории (Queen Victoria)
В начале 1840-х годов в Англии было проведено немало экспериментов с различными моделями baby-cars (как с толкающими, так и с тянущими), причем некоторые были трехколесными. Одним из этих экспериментаторов (изобретателей) был Чарльза Бартон, который, немного позже, в 1853 году, получил первый в мире патент на детскую коляску, где основное усовершенствование касалось путей улучшения “перемещением и управлением cзади” ('propelling and guiding from behind') трехколесными детскими колясками.
Известен факт, что в 1846 году, в то время молодая Королева Виктория приобрела для своих малышей именно такие три коляски в детском магазине Хитчингса (Hitchings Baby Store). Одна из них дожила до 1866 года – младенчества внука Королевы Виктории, будущего короля Георга V (George V).
Модели тех лет были изготовлены из дерева и (или) ивовых прутьев, скрепленных вместе с помощью дорогих латунных соединений (узлов), и часто украшались произведениями искусства. Естественно, стоили такие модели, носившие к тому же часто королевские имена, (например, Принцесса, Герцогиня, Виндзор), дорого и были доступны только богатым людям.
Королевское одобрение стало хорошим стимулом для продаж. Бартон открыл выставочный зал на Оксфорд-стрит (Oxford Street), где в 1856 году к нему присоединились четыре других производителя детских колясок. К концу следующего десятилетия, было не менее тридцати британских производителей колясок, и вскоре они уже публиковали свою собственную рекламную газету Perambulator Gazette, а не просто приложение к журналу бытовой техники Journal of Domestic Appliances.

К сожалению, изображений детских колясок начала и середины 19-го века, по которым можно было бы судить об их внешнем облике и конструктивных особенностях, осталось не много. Фотографии еще не было, или она ещё находилась на начальном этапе своего развития, и потому этот вид искусства не оставил изображений детского транспорта того периода. Мне удалось найти только несколько рисунков с изображением детских колясок, соответствующих началу и середине Викторианской эпохи.
Ввиду отсутствия в тот период большинства привычных нам средств визуальной информации, большой популярностью пользовались различные юмористические журналы с картинками (карикатурами). Вот рисунок из британского журнала юмора и сатиры Панч (Punch) за 1847 год, который называется Послушный супруг (The Docile Hasband), где можно увидеть джентльмена вышедшего погулять с ребенком в коляске.

John Leech Sketch from Punch
The Docile Husband
Опубликовано в 1847 году.
Вот коляска или Perambulator из 1859 года. Вернее, это рисунок из патента Великобритании, выданного некоему J.B.Thomber из Блумсбери (Bloomsbery).

Патент - Детская коляска (Perambulator). J.B.Thomber, Great Russel-street, Bloomsbery, W.C.
Journal of the Society of Arts, Том 7, April 22, 1859, p.403
Вот еще один патент тех времен, на этот раз американский, выданный некоему Andrew Christian 24 апреля 1866 года. 
Improvement in Children’s Carriages. Патент США №54111. Patented Apr. 24, 1866.
Improvement in Children’s Carriages. Патент США №54111. Patented Apr. 24, 1866.

Вероятно, коляска из этого патента осталась не только на бумаге в его описании, но была реализована в «железе» и продавалась. Об этом может свидетельствовать еще одна карикатура, напечатанная в 1872 году в Нью-Йорке известной фирмой Currier & Ives. Думаю, что конструктивное сходство этих двух колясок очевидно.

The elephant and his keepers
Creator(s): Currier & Ives.,
Date Created/Published: New York : published by Currier & Ives, c1872.

Даже при поверхностном взгляде на приведенные примеры колясок из викторианской эпохи, можно заметить характерную особенность, которая была присуща практически всем моделям того времени – они предназначались для подросших детей (не новорожденных), которые находились во время прогулки в положении сидя, лицом вперед по направлению движения.

Однако, ближе к концу 19-го века положение стало меняться. В конструкциях детских колясок появилось больше разнообразия, улучшались их технические характеристики, они становились легче, дешевле, более доступны. И во всем этом, основную роль сыграл американский рынок. Именно рынок, и именно американский, как более динамичный и изначально ориентированный на массовый спрос.
На самом деле, первые детские коляски в США появились гораздо раньше, ещё в 1830-х годах. И связано это событие с именем Бенджамин Поттер Крандалл (Benjamin Potter Crandall), который первым начал производить и продавать этот товар в Америке. Однако, его сын Джесси Крандалл (Jesse Armour Crandall (October 20, 1834 – August 3, 1920)) в деле развития детских колясок совершил не меньше чем его отец, сделав множество усовершенствований в стандартных на то время моделях, в частности, добавив к ним тормоз и зонтик для защиты от непогоды. Вот несколько рисунков из описания его патентов, по которым можно судить о внешнем облике детских колясок в конце 19-го века.

J.A. Crandall. Umbrella hanger. US Patent 380996. Patented Apr. 10, 1888.
J.A. Crandall. Umbrella hanger. US Patent 380996. Patented Apr. 10, 1888.

J.A. Crandall. Child’s carriage. US Patent 436304. Patented Sept. 9, 1890.
J.A. Crandall. Child’s carriage. US Patent 436304. Patented Sept. 9, 1890.
J.A. Crandall. Brake for baby carriages. US Patent 582899. Patented May 18, 1897.
J.A. Crandall. Brake for baby carriages. US Patent 582899. Patented May 18, 1897.

Следует сказать, что Джесси Крандалл прожил долгую и плодотворную жизнь, был известным изобретателем, получивший более 150 патентов. Однако в истории США он остался как игрушечных дел мастер (toy-maker), причем, всемирно известным. Достаточно сказать, что его игрушками пользовались во многих королевских домах Европы, о чем можно почитать в статье Grandpop Crandall – Inventor of Toys, которая была напечатана еще при его жизни в журнале Popular Science в июле 1920 года.

Но основную роль в усовершенствовании детской коляски, придавшей ей всем знакомые черты, сыграл, как утверждают практически все источники (например, The History of Baby Carriages), американский изобретатель Уильям Ричардсон (William H. Richardson). Действительно, в июле 1889 года Ричардсон получил два патента США (№405599 и №405600)  на усовершенствования в Child’s Carriage. Основными нововведениями в этих патентах были: возможность поворота плетеного корпуса на 180 градусов, делая тем самым удобным для катящего коляску доступ к ребенку; независимое движение (вращение) каждого колеса вокруг оси, что обеспечило большую маневренность по сравнению с предыдущими моделями, где, как утверждается, колеса вращались одновременно вместе с осью. 
US Patent No 405599. William H. RICHARDSON. CHILD'S CARRIAGE Patented June 18 1889.
US Patent No 405599. William H. RICHARDSON. CHILD'S CARRIAGE Patented June 18 1889.

Если честно, меня несколько удивляет, почему приоритет в разработке прототипа современных детских колясок все отдают именно Уильяму Ричардсону. Чем его модели колясок лучше, чем коляски Джесси Крандалла, появившиеся примерно в то же время? К тому же, судя по всему, Ричардсон дальше эту свою идею не развивал, т.к. больше патентов на эту тему у него нет.
Думаю, что ответ на этот вопрос можно найти в книге Great Discoveries and Inventions by African-Americans: Fourth Edition, где Ричардсон упоминается.  Он также присутствует в списке черных изобретателей -  Black Inventors. Да, представьте себе, Уильям Ричардсон был негром.
Inventor:William H.Richardson
Invention: Improvement of the Child's Carriage
Location: Baltimore, MD Date: June, 1889 Patent #: 405,599
In June of 1889, William H. Richardson made an improvement in the design of the child carriage by putting a maneuverable wheel base on it which resolved the problem of having to pickup and turn the child carriage around in order to go in a different direction. Today there are many different types of child carriages and Mr. Richardson's process of maneuvering the child carriage is still used in a vast majority of these models.
Вероятно, либо белые американцы из чувства вины, либо афроамериканцы из стремления возвеличиться, создали подобный список, куда и попал Ричардсон, а уж потом, из этого списка, он стал известен, как «изобретатель современной детской коляски».
На самом деле, конструкция детской коляски, появившаяся на рубеже 19-го и 20-го веков, есть продукт коллективного труда многих изобретателей, а не только Ричардсона. Вот еще рисунки из патентов того периода других изобретателей, которые подтверждают эту мысль.

US Patent No 423089  C.C. SHULTS. CHILD'S CARRIAGE. Patented Mar. 11, 1890.
US Patent No 423089  C.C. SHULTS. CHILD'S CARRIAGE. Patented Mar. 11, 1890.
US Patent No 506329.  U.McCLINCHIE. CHILD'S PERAMBULATOR. Patented Oct. 10, 1893.
US Patent No 506329.  U.McCLINCHIE. CHILD'S PERAMBULATOR. Patented Oct. 10, 1893.

К концу 19-го века детская коляска становиться массовым и вполне доступным продуктом не только для богатых и состоятельных, но и для людей среднего достатка. Вот рисунок из каталога Sears Roebuck & Co. Catalogue за 1897 год. Хочешь стильную коляску (stylish carriage), плати $5.95, если денег не хватает, то можно купить модель попроще, всего лишь за $2.45.

Детские коляски из Sears Roebuck & Co. Catalogue 1897 года
Детские коляски из Sears Roebuck & Co. Catalogue 1897 года.

Продолжение следует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий