понедельник, 14 января 2013 г.

Baby transport - Part 2

Продолжение. Начало, здесь.

Двадцатый век начинается или история детской коляски в 20-м веке

Приняв эстафету у 19-го века, в 20-м веке коляски продолжали развиваться и совершенствоваться. К тому времени фотография в своем техническом развитии достигла очень больших высот, оставив нам множество запечатленных мгновений из того периода, на которых иногда можно увидеть и детскую коляску. Рассмотрим далее её историю, опираясь, в основном, на фотоархив из библиотеки Конгресса США, где иногда можно найти великолепные фотографии.
Хотя к тому времени детские коляски стали более доступными, разумеется, модели для разных слоев общества отличались друг от друга. Вот пример коляски для королевской семьи.

Two children of the Crown Prince of Prussia

Двое детей наследного принца Прусского, один в коляске, Фото: Г. Бергер, Потсдам
Date Created/Published: 1908
А вот ещё одна великолепная фотография, сделанная в промежутке между 1900 и 1910 годами, на которой можно увидеть, как средний класс отдыхает на пляже в Атлантик-Сити (Нью-Джерси).

On the beach, Atlantic City, N.J.
На пляже, Атлантик-Сити, Нью-Джерси
On the beach, Atlantic City, N.J.
Related Names: Detroit Publishing Co.
Date Created/Published: between 1900 and 1910
Благодаря высокому разрешению отсканированного снимка, увеличиваем группу людей на переднем плане. Видно, что это две женщины с двумя детьми, один из которых находится в коляске.

На пляже, Атлантик-Сити, Нью-Джерси

И наконец, увеличиваем еще раз, чтобы рассмотреть великолепный пример детской коляски из начала 20-го века.

On the beach, Atlantic City, N.J.
Детская коляска с ребенком на пляже в Атлантик-Сити.
Снимок сделан в период между1900 и 1910 годами.
Ну а что же малообеспеченные (бедные) семьи? Могли они себе позволить детскую коляску в начале 20-го века? Пожалуй, что нет. А если иногда у них встречались детские коляски, то думаю, что это был second hand, тем более, что использовали их часто не по прямому назначению, а как грузовые тележки.

Hine, Lewis Wickes, 1874-1940, photographer
Going to work. The manager said, "We have 150 workers beside the kids."
Creator(s): Hine, Lewis Wickes, 1874-1940, photographer
Date Created/Published: 1911 September.
Repository: Library of Congress Prints and Photographs Division Washington, D.C. 20540 USA

1920 – 1950 - Послевоенные бэби-бумы

Post–World War I and II baby boom


Как известно, войны, особенно мировые, обычно благоприятно влияют на развитие науки, техники, промышленности. Однако, это правило не относится к детским коляскам, о которых, естественно, в условиях военного времени мало кто думает, да и почти не производит. Но, все плохое когда ни будь заканчивается. Окончание мировых войн, особенно второй, вызвало в странах Европы и в США демографический взрыв, т.н. baby boom, породивший спрос на детские товары. Этот спрос благоприятно сказался на рынке детских колясок, которые, наконец, стали доступны практически всем. Естественно претерпевали изменения и сами коляски, которые стали более безопасными благодаря применению тормозов и более глубоких корзин. Колеса уменьшились в диаметре, корпус опустился, в результате чего конструкция стала более устойчивой. Производители в своих изделиях, вместо дерева и лозы, стали широко использовать пластмассу и резину.
Fritzie Horydczak sitting on bench with Norma in a baby carriage
Theodor Horydczak and family. Fritzie Horydczak sitting on bench with Norma in a baby carriage
Creator(s): Horydczak, Theodor, ca. 1890-1971, photographer
Date Created/Published: ca. 1920-ca.

Women with baby carriage, L Street, Washington, D.C.
Women with baby carriage, L Street, Washington, D.C.
Creator(s): Lee, Russell, 1903-1986, photographer
Date Created/Published: 1938 Jan.

Detroit, Michigan. Little girls wheeling baby brother in a carriage
Detroit, Michigan. Little girls wheeling baby brother in a carriage
Creator(s): Siegel, Arthur S., photographer
Date Created/Published: 1942 July
Ну и для полноты картины, ниже привожу несколько рисунков из патентов тех времен (1920-е – 1950-е).

PERAMBULATOR AND THE LIKE
US Patent No 1823115.  E.T. MORRISS. PERAMBULATOR AND THE LIKE. Patented Sept. 15, 1931

PERAMBULATOR
US Patent No 1911924. J.J. POWERS. PERAMBULATOR. Patented May 30, 1933

US Patent No 2645502. C. COLLINS. PERAMBULATOR. Patented July 14, 1953
US Patent No 2645502. C. COLLINS. PERAMBULATOR. Patented July 14, 1953

Folding (collapsible) Pushchair (buggy, stroller)

Складная детская коляска


Настоящий прорыв в развитии детских колясок совершил в середине 1960-х годов английский изобретатель и инженер Оуэн Макларен (Owen Maclaren). Существует история, выглядевшая по прошествии стольких лет как легенда, согласно которой, бывший авиационный конструктор Оуэн Макларен взялся за разработку легкой складывающейся коляски после путешествия в Америку его дочери с её первым ребенком (его внуком). Во время этого путешествия его дочь столкнулась с большими трудностями при транспортировке детской коляски, которую она взяла с собой в дорогу.
Как инженер, участвовавший в проектировании шасси знаменитого самолета Второй мировой войны Supermarine Spitfire, Макларен был знаком с самыми передовыми технологиями и материалами того времени, в частности с алюминиевыми сплавами, которые он решил применить в конструкции детской коляски. И это ему блестяще удалось.
Свою первую модель складной коляски Оуэн Макларен построил в 1965 году. В этом же году, 20 июля была подана первая заявка на патент Великобритании, которая называлась «Improvements relating to Structures for Folding Baby-Carriages, Chairs, and the like». Через год (18 июля 1966 г.) была подана заявка на американский патент, впоследствии получивший номер 3390893.
US Patent No 3390893. Structures for Folding Baby-Carriages, Chairs, and the like. Patented July 18, 1966
US Patent No 3390893. Structures for Folding Baby-Carriages, Chairs, and the like. Patented July 18, 1966

Следует, однако, сказать, что собственно складную (folding) коляску Оуэн Макларен не изобретал. Разумеется, сама конструкция его коляски является оригинальной, о чем свидетельствует полученные патенты, которые не могли быть выданы без наличия признака новизны в изобретении. Но сам принцип коляски, которая складывается для уменьшения занимаемого места, существовал к тому времени уже давно.  Видимо проблемы со свободными площадями в жилищах европейцев и американцев были всегда. Да и богатым людям могли потребоваться складные коляски во время путешествий.
Символично, что самый первый патент на детскую коляску, выданный в Британии в 1853 году Чарльзу Бартону, касался именно складной коляски.
Patent, Charles Burton, 1853
Рисунок из первого в мире патента на детскую коляску.
Первый патент Чарльза Бартона 1853 года.
Первый в мире патент на складную коляску.(folding pushchair).
Характерно, что складывающимися были не только коляски, предназначенные для перевозки детей сидя (stroller), которые сейчас практически все складываются, но и большие классические коляски (perambulator, pram). Первый известный мне американский патент на складную детскую коляску, как раз и относится к большим коляскам, но складывался просто и эффективно.

Folding Baby Carriage
Один из первых патентов на складную детскую коляску.
US Patent No 457006. T.Nesom. Folding Baby Carriage. Patented Aug. 4, 1891
Вскоре появились складные коляски и для детей постарше. И произошло это также в конце 19-го века. Вот прообраз современных Pushchair, buggy, stroller.
US Patent No 606451. Perambulator. Patented June 28, 1898

В 20-м веке спрос на складывающиеся коляски подстегивал изобретателей на разработку подобных конструкций, которые иногда получались очень оригинальными и уникальными. Вот пример детской коляски, которую можно было взять в путешествие – в сложенном состоянии она представляла собой обыкновенный чемодан.

Perambulator
Дорожная детская коляска, складывающаяся в виде чемодана.
Патент США No 877350. Perambulator. Patented Jan. 21, 1908
Думаю, что такие коляски были в продаже, т.к. очень уж подробно приведена в патенте конструкция этой модели. Кроме того, вот реклама подобной складной детской коляски из журнала Popular mechanic за 1905 год.

Most Modern, Practical and Convenient Type of Child’s Carriage
Реклама складной коляски в журнале Popular Mechanics за май 1905 года.
Folds in Five Seconds.
The Fulton Folding Go-Cart.
Most Modern, Practical and Convenient Type of Child’s Carriage.
А вот еще один Folding Perambulator (или современным американским английским языком - stroller) из 1946 года. Если смотреть только на кинематическую структуру (конструкцию) этой коляски, то больших различий по сравнению с её потомками из 70-х – 80-х годов 20-го века будет не много.

Патент США №2407779. Edwin W, Grove, III. Perambulator.
Складная детская коляска из послевоенной Америки.
Патент США №2407779. Edwin W, Grove, III. Perambulator. Patented Sept. 17, 1946
И, тем не менее, общепризнанным изобретателем современной складной детской коляски является Оуэн Макларен (Owen Maclaren). Объяснений этому факту можно найти  несколько, но основные из них два:
  1. Применение новых на тот момент легких алюминиевых трубчатых конструкционных материалов, что резко подняло эксплуатационные свойства коляски, сделав её легкой и удобной в использовании;
  2. Удачно реализованный бизнес-проект по организации производства, проведения рекламной компании и сбыта новой детской коляски.
Бизнес-реализация изобретения Макларена привела к тому, что именно он остался в истории как изобретатель складной детской коляски. И надо сказать, что эта реализации была весьма успешная. Первые коляски 'Baby Buggy' поступили в продажу в 1967 году, а уже в 1970-е годы быстро стали популярными во многих странах. Производятся они и сейчас множеством фирм по всему миру. Однако бренд Maclaren сохранился до нашего времени, являясь символом высокого качества и престижа.
Сайт www.shopmaclarenbaby.com по распространению товаров бренда Maclaren
Большие детские коляски для новорожденных, которые в США называют pram, а у нас обозвали классическими, также в 60-е и 70-е годы пришли к некоему единообразию. Вот несколько образцов этих колясок.

Детская коляска от датской фирмы ODDER.
Этот Rolls Royce среди детских колясок, образца 2008 года, изготовлен известной фирмой Silver Cross, которая производит Baby Transport с 1877 года.
Дизайн советских детских колясок мало отличался от сделанных в других странах.
В настоящее время такие классические коляски стали менее востребованы, частично из-за высокой стоимости, частично из-за тенденции к производству универсальных моделей, совмещающих в себе оба вида колясок, т.н. трансформеры или модульные 2-in-1.

Примеры современных детских колясок
Примеры современных детских колясок:
Детская коляска-трансформер Bajtek Diamant на шинах (фото с сайта http://www.happych.ru/);
Модульная детская коляска 2 IN 1 baby Pram (фото с сайта http://www.aliexpress.com/)
Но эти коляски пока еще не история, и потому для меня большого интереса не представляют, ибо, как я уже писал выше, анализировать их современное состояние неблагодарное дело. И поэтому на этом заканчиваю это сообщение. В заключении приведу несколько ссылок, по которым желающие смогут самостоятельно углубится в историю детского транспорта.

Links


  1. Старинные детские коляски.
  2. Pram Watch: The Blog of The Pram Museum
  3. The Pram Museum
  4. Старинные фотографии детских колясок
  5. Stroller

Комментариев нет:

Отправить комментарий