суббота, 2 января 2010 г.

Изобретения в почтовом деле

Александр Мицкевичюс

ИЗОБРЕТЕНИЯ В ПОЧТОВОМ ДЕЛЕ

Посмотрим, что же может предложить мировой патентный фонд для облегчения работы почтальонов. Профессия почтальона очень сложна и трудна. В любую погоду, в жару и в холод, в дождь и в снег разносят они почту адресатам. В дождливую погоду мог бы очень помочь обыкновенный зонтик, однако при его использовании одна рука всегда занята, в то время как при доставке почты очень часто приходится использовать сразу обе руки. Из этой, казалось бы, безвыходной ситуации, был найден выход еще в 1942 году, когда был зарегистрирован патент США №2325526 - Postman's umbrella attachment, что в вольном переводе может звучать как "Прикрепляемый (или присоединяемый) зонтик почтальона". Позволю себе процитировать описание этого патента.

  • Это изобретение имеет отношение к креплению для зонтиков, переносимых почтальонами и другими лицами, доставляющие предметы от дома к дому в сумках, подвешиваемых на плечах.
  • Первый важный объект изобретения - обеспечить новое съемное крепление зонтика прикрепляемого к почтовой сумке таким образом, чтобы оставить обе руки свободными для свободного обращения с содержимым сумки.
  • Второй важный объект изобретения - обеспечить в таком устройстве, новое средство регулировки высоты зонтика над сумкой.
  • Третий важный объект изобретения - обеспечить новую конструкцию зонтика, противостоящую ветровому воздействию.
  • Четвертый важный объект изобретения - предоставить новое фиксирующее устройство для зонтика поддерживаемого не только почтовой сумкой, но также лямкой, несущей такую почтовую сумку.
  • Пятый важный объект изобретения - монтаж зонтика с возможностью свободно вращения с целью предотвращения поломки при его столкновении с движущимися на прогулке лицами и с неподвижными объектами.
Можно видеть, что изобретение включает в себя несколько объектов, но для нас самым важным является первый, позволяющий иметь почтальону свободные руки при доставке почты. Не знаю как насчет актуальности и необходимости применения такого зонтика в современных условиях, т.к. сейчас существуют и другие возможности защититься от дождя (например, различные накидки из пленки), но сама по себе идея очень интересна. Ниже, на рисунке приведены графические фрагменты описания этого патента, из которых можно понять его суть.
Прикрепляемый к сумке зонтик для почтальона по патенту США №2325526 от 1942 года
В вышеприведенном изобретении о зонтике, упоминалась сумка почтальона. Это, пожалуй, самое древнее, и казалось бы, самое простое устройство, используемое при доставке почты. Что тут можно изобрести? Однако, пытливый ум изобретателя не успокаивается и, изобретая, вносит изменения, как в отдельные элементы почтовой сумки, так и во всю конструкцию в целом. Так, например, в патенте Великобритании 1924 года №219874 предлагается встроить в верхнюю часть лямки пневматическую камеру. Это сделано для уменьшения давления на плечо человека переносящего сумку.

Сумка со встроенной в лямку пневматической камерой. По патенту Великобритании №219874 от 1924 года.

Еще одним примером может служить европейский патент 2000-го года №1101422, который так и называется - "Сумка почтальона или подобная ей" (Postman's bag or similar). Замечательный пример сумки, в которой учтено, кажется, все. Эргономически безупречная сумка, в которой для избежания неравномерной нагрузки на позвоночник предусмотрена специальная поперечная лямка, охватывающая пояс человека. Основная лямка, в верхней своей части, имеет специальное усиление и утолщение, чтобы оказывать меньшее давление на плечо. Дополнительные отделения для ручки, карандаша, ценных писем и много других замечательных и нужных (а возможно и не всегда нужных) приспособлений и свойств.

Сумка почтальона. Иллюстрации к описанию европейского патента №1101422.

Относительно этой сумки, хотелось бы обратить внимание на два момента.
  1. Такая продвинутая сумка, очень сложна в изготовлении и конечно стоит дорого. Это, пожалуй, может быть самым большим затруднением при попытке внедрения подобных сумок в системе "Укрпочты", или в других не очень богатых операторов почтовой связи. Однако, отдельные элементы, вполне можно и нужно использовать.
  2. Нам, привыкшим видеть наших почтальонов с громадными нагруженными сумками, кажется очень странным небольшой размер этой европейской сумочки, к тому же на плече у мужчины-почтальона. Вероятно, европейцы не позволяют своим женщинам и мужчинам носить на своих плечах во время работы такие тяжелые грузы. А как же они разносят почту при больших объемах корреспонденции? Конечно же, это средства малой механизации, которые у нас пока не нашли широкого применения.
Идея исследовать тему изобретательства в почтовой отрасли пришла мне, когда я увидел фотографию американского почтальона развозящего (именно развозящего, а не разносящего) почту по своему участку в пригороде небольшого американского городка.

Почтальон из Буневиля использует ручную тележку для доставки почты в своем районе. (A Booneville mail carrier uses a push cart to deliver mail around the downtown area.) http://www.20yearsofpj.com/page3/postman.htm (К сожалению, сейчас эта ссылка уже не действует.)
Или вот еще одно фото.
Разносчик писем Тони Магарози идет по узкому тротуару вдоль Северного Бродвея. Он доставляет почту уже на протяжении 20 лет. http://www.thejournalnews.com/life/nyacks/day/nd_038.htm (Ссылка тоже уже не действует)
Оказывается, что эти тележки американские разносчики почты используют уже очень продолжительное время. Последний патент США, относящийся к подобным тележкам, датируется далеким уже 1972 годом, имеет номер 3640544 и называется "Handcart", т.е. "Ручная тележка". Привожу небольшой фрагмент из описания этого патента.
Настоящее изобретение имеет отношение к багажным тележкам и особенно к ручным багажным тележкам как, например те что обычно используются разносчиками почты при доставке почты к жилым и офисным районам.
 Но история этой тележки уходит в еще более далекий 1956 год, когда был выдан патент США №2854243 и назывался "Folding cart", т.е. "Складная тележка". Вот выдержка из описания этого патента, которая дает некоторое представление о сущности изобретения.
Это изобретение имеет отношение к складной тележке и, особенно к тележке, имеющей центральную продольно и вертикально простирающуюся раму, снабженную колесами, контактирующие с землей, поддерживаемые пружинной конструкцией из стоек, которые могут быть сложены вверх, чтобы обеспечить компактную сложенную структуру, способную, сохраняться или перевозится в малом пространстве.
Настоящая тележка, прежде всего, была разработана для использования почтальонами для доставки почты и имеет средства для прикрепления к ней пары почтовых сумок, по одной с каждой стороны рамы.
Еще одной отличительной особенностью конструкции, является наличие тормозной системы, предназначенной для фиксации груженой тележки на наклонной поверхности. Рисунок более подробно иллюстрирует конструктивные особенности этой действительно замечательной тележки.
Ручная складывающаяся тележка для доставки почты. Рисунки из патентов США №2854243 и №3640544
Назвать ее замечательной есть все основания, т.к. эта тележка используется уже на протяжении почти 50 лет практически без существенных конструктивных изменений. Вероятно, и у нас она могла бы с успехом применяться, естественно с некоторыми доработками и изменениями, учитывающие наши условия и особенности. Кроме того, необходимо разработать новую почтовую сумку, работающую с этой тележкой.

Стоит заметить, что в нашем представлении ручные тележки имеют несколько иной вид. Мы привыкли к одноосным ручным тележкам, использующиеся для перевозки небольших грузов. Пик наибольшей популярности подобных устройств пришелся на первую половину 90-х годов 20-го века -  не на самые лучшие годы нашего государства и народа. Они, можно сказать, символизировали целую эпоху - эпоху баулов, мешочников и челноков. И пришлась это время на первые годы становления украинского государства, годы нашего первого президента Леонида Кравчука, и потому народ метко назвал их "кравчучками". Мировой патентный фонд насчитывает огромное количество подобных ручных тележек, как универсальных, так и специализированных под один вид груза или деятельности. Поток изобретений в этом направлении продолжается и сейчас, что свидетельствует об актуальности проблемы механизации ручного труда при переноске и доставке небольших грузов. Есть специализированные тележки и для доставки почты. Например, патенты США: №1819598 (1927 год) - Транспортер  почтовой сумки (Mail bag carrier); №2582435 (1952 год) - Колесный транспортер (Wheeled carrier); №2775464 (1956 год) - Складная тележка для почтовых сумок (Foldable cart for mailbags). Ниже на рисунке представлены графические фрагменты из описаний этих патентов, по которым можно получить представление о конструктивных особенностях этих тележек.

Ручные тележки используемые при доставке почты. Рисунки из патентов США №1819598, 2582435 и 2775464
Как видно из представленных рисунков, во всех этих изобретениях используются почтовые сумки, присоединяемые к тележкам. Обращает также на себя внимание время регистрации этих патентов - 1927, 1952 и 1956 годы, а также то, что с того времени в США почти ничего в этом направлении изобретено не было. Мне, по крайней мере, ничего обнаружить не удалось.
Чем все это можно объяснить? Могу предположить, что в те годы, американское почтовое ведомство столкнулось, с одной стороны со все увеличивающимся потоком корреспонденции, а с другой -  с ужесточением норм охраны труда, ограничивающие максимально возможную массу переносимых человеком грузов. Упомянутые выше изобретения, и другие подобные им, появившиеся в те годы, явились ответом на эти проблемы. Проблема была решена, а установившиеся стабильность в объемах корреспонденции и мало меняющаяся технология не способствовали появлению новых изобретений. По крайне мере, это касается Соединенных Штатов Америки. Что касается других стран, то в каждой из них, в свое время, возникали такие проблемы. Думаю, и для Украины такая проблема является актуальной, только попыток решить ее пока не наблюдается.

Но бывает, что и ручные тележки не очень сильно могут помочь почтальону при доставке почты. Например, при большой протяженности обслуживаемой зоны, что часто случается в сельских районах. Как же быть в таком случае? Естественно, первое, что приходит на ум - использовать велосипеды. И это правильное решение. Так у нас и пытаются поступать, покупая велосипеды для почтальонов. Но это ведь обыкновенные дорожные велосипеды, которые не очень хорошо подходят даже для перевозки простых грузов, а тем более плохо подходят для доставки почты. Достаточно посмотреть на специализированные велосипеды, используемые в других странах и сравнить их с применяемыми у нас. Для примера, ниже приведены две фотографии, взятых после непродолжительного поиска на необозримых просторах интернета, на которых изображены специализированные велосипеды, использующиеся для доставки почты.

Доставка почты с использованием велосипедов.
Ну а что же изобретатели? Они тоже приложили немало усилий, чтобы приспособить велосипед для нужд почтовиков. Можно вспомнить патент Великобритании далекого 1900 года под номером 11822, который назывался "Усовершенствования в транспортерах для велосипедов" (Improvements in carriers for cycles).
Велосипед с приспособлением для перевозки почты по патенту Великобритании №11822 от 1900 года
Это изобретение имеет отношение к приспособлениям для велосипедов, которые поддержат и перевезут корзину или другую тару, подходящую для транспортирования посылок,  ребенка, почтовых материалов и т.д.
Приспособление представляет собой одноколесную тележку, присоединяемую с боковой стороны к велосипеду, превращая последний, по  сути, в велосипед с коляской (по аналогии с мотоциклом с коляской).
В гораздо близком к нам 1990 году, был зарегистрирован европейский патент №0404270 под названием "Комбинация велосипеда и тележки и ее составляющие части" (Combination of a bicycle and a cart and the composing parts thereof).
Комбинация велосипеда и ручной тележки для перевозки почты по европейскому патенту  №0404270 от 1990 года
Интересное решение, которое предусматривает возможность соединения ручной тележки и велосипеда. При необходимости доставить почту на большое расстояние, почтальон присоединяет груженую тележку к велосипеду, доезжает до района, куда доставляется почта, паркует велосипед, отсоединяет тележку и с её помощью разносит почту адресатам. Тележка имеет несколько вариантов конструкции, но всегда крепится сзади к багажнику велосипеда, так же как крепятся багажные сумки. Для предотвращения хищения, предусмотрена возможность фиксации тележки на велосипеде с помощью замка.

Заслуживает внимания немецкий патент №19630731 "Велосипедный контейнер, особенно для почтовой доставки" (1998 год). Контейнер предназначен для обеспечения сохранности ценной корреспонденции во время её доставки. Одной из главной особенности этого изобретения, кроме конструкции самого контейнера, является замковое устройство с дистанционным управлением, наподобие тех, что используются в автомобилях.
Велосипедный контейнер с дистанционно управляемым замком по патенту Германии  №19630731 от 1998 года
Все три представленных здесь патента, связанные с использованием велосипедов в почтовом деле, даны в ознакомительных целях. Так как, во-первых, проведенный мною поиск, является далеко не полным. Вероятно, подобных изобретений в мире гораздо больше. Во-вторых, для доставки почты возможно использование универсальных велосипедных тележек, багажников, прицепов и т.д. А таких изобретений в мире огромное множество. Впрочем, почти все представленные здесь запатентованные средства малой механизации могут использоваться не только для доставки почты, но и для других изделий и целей.
Вообще, тема механизации труда и средств малой механизации является  настолько необъятной, что ей можно посвятить не одну статью и не одно исследование. В мире накоплено огромный интеллектуальный капитал по этому направлению, часть которого выражена в патентах. Опираясь на этот капитал и учитывая наши специфические условия и требования можно создать свои способ и средства механизации доставки почты. Только при этом надо решать проблему комплексно. Элементы комплексного подхода прослеживаются в некоторых представленных выше изобретениях. Это относится к тележкам для перевозки почты, которые используются вместе с почтовыми сумками и к комбинации велосипеда с ручной тележкой. Но идеально было бы, чтобы комплексный подход использовался ко всему процессу и всем средствам доставки почты. И пример такого подхода есть.
В 1999 году был зарегистрирован патент Германии №19744349, который называется "Завершенная (полная) почтовая система сортировки и доставки с коробками и почтовыми велосипедами" (Complete postal sorting delivery system with boxes and mail bike). Почта сортируется в пластиковые коробки или ящики, которые затем перевозятся с помощью различных видов ручных тележек и велосипедов. Способ перевозки, вероятно, зависит от объема и расстояния до района доставки почты. При этом возможно использование одноосных и двухосных тележек, грузовых велосипедов и прицепов к ним. Все эти средства механизации изображены ниже на рисунке в порядке увеличения объемов перевозимой почты.

Пример комплексного решения механизации доставки почты по патенту Германии  №19744349 от 1999 года
Обращает на себя внимание исключение из технологического процесса сумки почтальона и замена её на пластиковую коробку или ящик. Вероятно, это является общемировой тенденцией, которая характерна для развитых стран с большими объемами почтовых отправлений. Применение средств механизации доставки почты вынудило искать альтернативу почтовой сумки. В результате чего и остановились на пластиковом контейнере. Что касается перспектив применения таких контейнеров в наших условиях, то здесь надо исходить из технологических потребностей в каждом конкретном регионе. Вероятно, для крупных городов это может быть вполне приемлемо. В небольших населенных пунктах сумка почтальона будет еще долго служить верой и правдой. При этом может возникнуть проблема использования тележки для перевозки, как контейнеров, так и сумок. Вероятно, можно создать универсальную тележку. Чем не интересная задача для изобретателей и рационализаторов?

И подобных интересных задач можно найти множество. Это связано с тем, что проблем в нашей отрасли также не мало. И многие из них можно решить с привлечением ума и талантов собственных изобретателей и рационализаторов. Сам факт отсутствия рационализаторской активности в системе Укрпочты, еще не говорит, что у нас таких людей нет. Просто этому направлению не уделяется достаточно внимания, не создано условий и стимулов для их плодотворной работы.

Comments:
Публикую еще одну статью. Она посвящена не конкретному изобретению, а целой отрасли - почте. Вернее, это небольшой очерк об изобретениях в почтовом деле. Почему почта? Да пожалуй, по личным причинам. Вот уже несколько лет (хотя уже можно сказать - много лет) я работаю в почтовой отрасли. К счастью это или, к сожалению - не знаю. Наверно еще не пришло время это осмысливать. Но факт остается фактом - я работаю на почте. И поэтому, мне все это достаточно близко и интересно. Статья эта, как и предыдущая уже публиковалась в печатном издании, в украинской отраслевой газете Почтовый вестник (Поштовий вісник, если в оригинале). Было это сравнительно недавно, в 2005 году, в номерах 31 и 32. Правда опубликована она была на украинском языке и с некоторой долей редакторской правки. Так что публикую здесь оригинальную версию. Думаю, что она достаточно интересна и актуальна не только для Укрпочты, но и для почты России, Белоруссии ...


Комментариев нет:

Отправить комментарий