четверг, 22 апреля 2010 г.

Колючая проволока. Начало.

Александр Мицкевичюс
Кто изобрел колючую проволоку?

Обычно, колючая проволока ассоциируется у людей с вещами не очень хорошими:
  • тюрьмами и лагерями для заключенных, как пример – фотография стены знаменитой тюрьмы Алькатрас;
  • фашизмом с их лагерями смерти и холокостом;
  •  лагерями ГУЛАГа, которые были отнюдь не гуманнее немецких концентрационных лагерей;

  •  и конечно,  с фронтовыми защитными ограждениями, с окопной войной, в которую превратилась первая мировая война именно благодаря колючей проволоке и другому изобретению – пулемету.

 И хотя Вторая Мировая война, из-за широкого применения танков и авиации, стала гораздо более динамичной, но и там нашлось место для колючей проволоки. Достаточно вспомнить французскую линию Мажино и немецкий Атлантический вал.

Однако изначально колючая проволока была придумана отнюдь не для таких антигуманных целей. Даже наоборот, она должна была помочь решить продовольственную проблему человечества (ну уж если не всего человечества, то, по крайней мере, населения США). Но обо всем по порядку.

При освоении новыми переселенцами обширных степных просторов на западе США (то, что сейчас принято называть Дикий Запад) основное направление в развитии сельскохозяйственного производства, в силу природных условий, было выбрано выращивание крупного рогатого скота. Пока переселенцев было мало, а неосвоенных свободных территорий много, огромные стада коров паслись свободно, там, где было больше корма, подчиняясь только воле пастухов – ковбоев, профессия которых стала очень популярной и основной в этих диких просторах. Но с увеличением количества переселенцев, и соответственно количества скота, новых свободных пастбищ стало не хватать. Начались конфликты, борьба за территорию. Кроме того, резко увеличившееся количество скота, при неуправляемом выпасе, могло нанести непоправимый вред пастбищам, сделав их непригодными для использования. Необходимо было переходить на управляемый и планируемый выпас. Для этого требовалось огромные территории разбить на отдельные участки – пастбища, чтобы реализовать идею планируемого выпаса. Это стало еще более актуальным, когда через 20 лет после гражданской войны, в этот еще не восстановившийся, бедный край пришел большой КАПИТАЛ с богатых восточных штатов и, даже, с Европы, для организации крупномасштабного выращивания крупного рогатого скота.
Но при реализации идеи ограждения пастбищ возникли сложности. Заборов требовалось очень много. Их строительство в таком количестве сама по себе большая проблема, а в условиях Дикого Запада решить её обычными способами было невозможно. Связано это с отсутствием традиционных для строительства материалов: дерева и камня. Их не хватало даже для строительства домов. Но для строительства заборов, проблема с материалами была решена заменой самих материалов. Появились идеи делать заборы из проволоки с небольшими вставками из дерева, о чем может свидетельствовать нижеприведенные рисунки из патентов тех времен.
Проволочные заборы из патентов США №314785, 353129, 419567, 420987, 422422

Мало того, были придуманы различные приспособления и даже машины для их изготовления и установки. Видимо проблема с заборами действительно очень многих достала. Вот рисунки с примерами таких «заборных машин» (Fence Machine) взятых из описаний патентов США.
Патент США №298368

Патент США №418667

А как вам это чудо инженерной мысли 19-го века. Нужны только бухты проволоки и одинаковые деревянные планки, а на выходе получается рулон свернутого забора, который остается только повесить и закрепить на столбах.
Fence Machine. Патент США №377327

Сейчас роль такого свернутого в рулон забора, обычно, выполняет сетка-рабица, но тогда она изобретена еще не была. Так, что подобное решение проблемы дешевых заборов было довольно интересным и для того времени прогрессивным.
Однако такое решение проблемы тоже оказалось неприемлемым. На этот раз виноваты сами бычки и коровы. Выросшие, практически в диких условиях, они и нрав приобрели тоже дикий. Всему миру известны состязания американских ковбоев – родео, на которых этот бычий дикий нрав и мощь можно наблюдать. Естественно, простые проволочные заборы не всегда могли сдержать стада крупного рогатого скота.

Если есть проблема, которая волнует многих, и тем более, если дело касается еще и денег (бизнеса), то над её решением думают очень многие. В таких случаях, может быть предложено несколько решений, иногда разных, иногда похожих. И приоритет в изобретении, часто определить очень сложно.
В данной ситуации, уже имея конструктивные решения проволочных заборов с деревянными вставками, самое простое, что можно придумать – понабивать насквозь гвоздей в деревянные планки, оставив торчать острые концы в сторону пастбища. Примерно так и поступил фермер Генри Роуз (HeRose), присоединив к проволочному забору деревянные планки с гвоздями-шипами. Назвав свою конструкцию забора "wooden strip with metallic points" , он показал её в 1873 году на сельскохозяйственной выставке в небольшом городке Де Калб (De Kalb), расположенном в шестидесяти милях к западу от Чикаго. Место, кстати, выбрано очень удачно для показа этого изобретения, т.к. город расположен на краю прерии и где потребность в ограждении стояла наиболее остро.
Эту выставку (DeKalb County Fair) и посетили Джозеф Глидден (Joseph Glidden), который сейчас является наиболее общепризнанным изобретателем колючей проволоки, Джекоб Хейш (Jacob Haish) и Исаак Эллвуд (Isaac Ellwood). Оценив идею, все трое вскоре начали думать о совершенствовании сырого изобретения Роуза, и в течении двух лет каждый из них получил свой собственный патент. Однако конструкция колючей проволоки Глиддена была признана более эффективной. Он изобрел метод блокировки шипов на месте, а также механизм для массового производства проволоки. Первый патент Глиддена был получен 24 ноября 1874 года.
Фрагменты изображений первых патентов Джозефа Глиддена: № 157124, RE6913, RE6914

Как видно, Глидденом была найдена конструкция колючей проволоки, которая, практически без изменений, используется и сегодня. Хотя, конечно, в наше время производится колючая проволока и других видов.
Колючая проволока конструкции Джозефа Глиддена.

Справедливости ради надо упомянуть об одном патенте на забор из колючей проволоки, который был получен на несколько лет раньше, чем патент Джозефа Глиддена. В феврале 1868 года его получил Майкл Келли (Michael Kelly). В первых проволочных ограждениях использовалась просто проволока в одну нить, отчего они постоянно разрушались под натиском скота. Келли предложил скручивать два провода в кабель, тем самым увеличивая прочность проволоки и всего ограждения, а также разместил вдоль этого кабеля причинявшие боль шипы, для удержания крупного рогатого скота на расстоянии от забора. 
Забор Майкла Келли (Michael Kelly) по патенту США №74379

Можно сказать, что именно Келли является первым изобретателем колючей проволоки. Но это не та проволока к которой мы привыкли, и которая получила наибольшее распространение. Его конструкция была не столь технологична, как проволока Глиддена, не было налажено её массовое производство, и еще много чего не было сделано, чтобы можно было говорить об успехе данного изобретения. Поэтому вернусь к описанию, что же дальше произошло с изобретение Глиддена.

Ну а дальше, как и должно быть у удачного изобретения, все то, что обычно сопровождает его на начальных этапах развития: опытное производство, совершенствование технологии, продажа и перепродажа прав на патент, судебные споры, массовое производство, поиск новых рынков сбыта и т.д. и т.п.
Джозеф Глидден делал свою первую колючую проволоку на кухне своего фермерского дома, используя кофемолку для скручивания шипов в необходимую форму. Затем, после размещения вручную шипов на одной нити проволоки, использовал жернова для скручивания двух нитей вместе. Таким образом были изготовлены несколько сот футов проволоки, после чего Глидден огородил ею огород своей жены для защиты от бродячих животных. Как говориться, совместил приятное с полезным, вернее полезное с маркетингом, рекламой и опытной эксплуатацией.
Здесь стоит обратить внимание на уже упомянутого выше Исаака Эллвуда, который сыграл в судьбе колючей проволоки, пожалуй, большую роль, чем сам изобретатель.
Заявку на патент Глидден подал в октябре 1873 года. Однако, еще до его опубликования в ноябре 1874 года, Исаак Эллвуд признав превосходство концепции Глиддена, в июле 1874 г. купил половину его прав на патент за $ 265.  И вскоре они основали совместную компанию «Barb Fence Company» и начали производство колючей проволоки в городке De Kalb. В первый год (1874) вручную было произведено только 10000 фунтов колючей проволоки. В следующем году компания построила свой первый завод с паровым двигателем и машинами для механизации изготовления проволоки. Выход резко возрос и в 1875 году было изготовлено более чем 600000 фунтов проволоки.
В 1876 Glidden продал оставшуюся долю своего патента Washburn&Moen Co., крупнейшему в США производителю проволоки, за $60000 плюс права роялти. Неплохая сделка для изобретателя. Современным изобретателям из России, Украины и т.п. о таком можно только мечтать, впрочем, надо не мечтать, а учиться.
Опираясь на достаточный капитал, бизнес колючей проволоки вскоре стал расти гигантским шагами. В 1876 году было произведено 2840000 фунтов колючей проволоки, в 1877 году - 12863000 фунтов, в 1878 году - 26655000 фунтов, и в 1879 году - 50337000 фунтов.
Чтобы сохранить свою монополию, Washburn&Moen and Isaac Ellwood&Company приобретала права на многие патенты, связанные с колючей проволокой. Последовали годы судебных разбирательств между владельцами патента Глиддена и владельцами других патентов на приоритет в изобретении первой практичной колючей проволоки. В 1892 году Верховный суд Соединенных Штатов Америки отдал предпочтение Иосифу Глиддену из-за его оригинальной формулы изобретения (claim).
Для широкого применения колючей проволоки на всей территории Запада, её должны были принять скотоводы и фермеры. Чувствуя, что Техас станет крупнейшим рынком для нового товара, Эллвуд в 1875 году направил Генри Санбона (Henry Sanborn) и J.P.Warner в Хьюстон в целях продвижения и продажи колючей проволоки. Они обнаружили, что в Техасе кипит спор между свободными пастухами (grassers), которые хотели сохранить открытые пастбища, и пастухами (nesters), которые выступали за поля охраняемыми заборами. Даже те, кто были за ограждения, посмеивались над идеей о том, что легкий забор из колючей проволоки выдержит дикий техасский скот. Была также обеспокоенность тем, что острые шипы нанесут раны крупному рогатому скоту, что, в свою очередь, приведет к заражению и смерти животных.
Из-за этих споров, Санбон и Варнер продавали мало колючей проволоки. Эта ситуация изменилась, когда Эллвуд нанял 21-летнего продавца Джона Гейтса (John W. Gates). Прибыв в штат Техас, Гейтс получил разрешение на строительство загона из колючей проволоки в San Antonio's Military Plaza. Он объявил, что намерен доказать, что этот забор может сдержать даже самых диких техасских быков (Longhorn), и предложил принять все ставки на результат. Бравада Гейтса скоро вызвала интерес у многих пастухов. Когда ограждение было завершено, дикие быки были загнаны в загон. Животные, возбуждаемые насмешками зрителей, были неоднократно спровоцированы, чтобы напирать на колючую проволоку. Заборы выдержали, и Гейтс вскоре начал продавать скотоводам колючую проволоку вагонами.
Одним из первых крупных рынков для колючей проволоки были железные дороги. Так как линии пересекали Запад через прерии, скотоводы и фермеры были встревожены потерей скота на неогороженных рельсовых путях. Применение колючей проволоки на железных дорогах явилось сравнительно недорогим способом оградить эти пути. I.L.Ellwood and Company заявила в 1880, что она оснастила ограждениями из колючей проволоки более 150 железнодорожных компаний, больше, чем все другие производители проволоки вместе взятые.
В 1898 году Исаак Эллвуд помог создать American Steel & Wire Company, почти монополию, которая покупала производителей проволоки больших и малых, с тем, чтобы контролировать всю проволочную продукцию по всей стране. Во главе этой компании был Джон У. Гейтс, который начал свою карьеру с продажи колючей проволоки в Техасе. American Steel & Wire стала дочерней компанией U.S. Steel Corporation в 1901 году.

Такая вот история изобретения и бизнеса, который возник благодаря этому изобретению. 

Понятно, что на этом история колючей проволоки, как изобретения не закончилась. Следующим важным этапом в её развитии явилось изобретение колючей ленты. Есть устоявшееся мнение, что её изобрели в Германии во время Первой мировой войны, как вынужденная мера в условиях нехватки проволоки.
Рискну не согласится с подобным утверждением. Ниже привожу рисунок, который подготовил для иллюстрации изобретательской активности в США по колючей проволоке в последней четверти 19-го века. Приведены изображения с патентов США №176120, 185333, 185688, 205000, 214095, 241601. 
Как видно из рисунка, последние два патента посвящены именно колючей ленте. Датированы они 1879 и 1881 годами, т.е. появились задолго до Первой мировой войны. Вероятно, в критических условиях войны немцы вынужденно заново изобрели колючую ленту, вполне возможно даже не зная о существовании этих американских патентов. Но в памяти человеческой приоритет остался за ними.

История колючей проволоки, конечно, на этом не остановилась. Продолжает развиваться она и сейчас. Но об этом, если получится, в следующих сообщениях.
А на сегодня все.







3 комментария:

  1. Спасибо за хороший материал. Было познавательно почитать о истории сетки. Надеюсь в дальнейшем будите радовать столь развернутыми повествованиями.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за комментарий. Я тоже надеясь, что порадую всех и себя новыми статьями. Было-бы желание и время.

    ОтветитьУдалить
  3. В наше время обитатели столицы все чаще сбегают от смога и шума за мегаполис. И но превосходнейшим для этого вариантом остается строительство собственного коттеджа, есть хорошая кандидатура – покупка и ремонт старенького древесного дома в Подмосковье politologa. Уже само это экологически незапятнанное жилище, а высококачественный ремонт деревянного жилища разрешает сделать его долговечным, удобным и стильным. Хотя это затратное и хлопотное мероприятие, что,этим ниже, ремонт жилья получится дешевле, чем его покупка. Впоследствии издержки окупятся с лихвой.

    ОтветитьУдалить