вторник, 17 января 2012 г.

Powered roller skates

Исторически сложившаяся классификация роликовых коньков делит их на два больших класса (вида):
  • Коньки с попарной установкой четырех колес - quad skates, или квады;
  • Коньки с расположением колес в линию (inline или in-line skates), т.н. инлайн-ролики.
Эти два вида роликовых коньков в настоящее время занимают, пожалуй, более 90% рынка. Конечно, есть и другие виды классификаций, которые основываются, например, на маркетинговых соображениях. Техническую же сторону этого вопроса отражает Международная Патентная Классификация (МПК), где роликовым конькам отведен класс - A63C 17/00 - Роликовые коньки; доски для катания.
Это я все к тому, что мир роликовых коньков, к счастью, не ограничивается только квадами и инлайнами. В нем встречаются также другие интересные и достойные внимания коньки (виды коньков). Тем более, если рассматривать этот вопрос глубже и шире, а также в исторической перспективе (вернее, ретроспективе). В своих предыдущих сообщениях на тему роликовых коньков я пытался показать их разнообразие, как сейчас, так и в прошлом, но должен признать, что в полной мере мне это сделать не удалось, ибо, как говорил классик,  нельзя объять необъятное.
Недавно появившаяся новость заставила меня снова вернуться к этой теме, ибо я понял, что не осветил целый класс роликовых коньков. Вот отрывок из статьи spnKiX, The Electric Rolling Shoe Things на сайте OhGizmo!, который фокусируется на новостях из мира гаджетов, инноваций и дизайна.

SpnKiX - моторизованная обувь (motorized shoes).
Фото с сайта OhGizmo!
Прогулки, как говорят, очень прошлый век. Зачем напрягаться в любой форме, когда вы можете получить технологии, которые сделают это за вас? Сделайте шаг в правильном направлении. SpnKiX - моторизованная обувь, продукт от дизайнера Питера Тредуэя (Peter Treadway), позволяющая обойти все кругом, при этом не ходя. Вы просто станьте на них (в то же время находясь в своих обычных ботинках) и идите (go). Пульт дистанционного управления регулирует вашу скорость, которая достигает высшего уровня в 10 миль/час (mph) при дальности поездки от 2 до 3 миль. Это не много, на самом деле, но, может быть достаточно для быстрой поездки в продуктовый магазин. Или для прогулки с собакой. Последующая зарядка займет около 2 часов, но можно заменить аккумуляторы. Они сделаны из армированного нейлона плюс алюминий, и также включают в себя литий-ионные батареи.
С точки зрения МПК, подобные устройства относятся к классу A63C 17/12, который называется:

Роликовые коньки с приводными устройствами

Сам проект по продвижению этих моторизованных роликовых коньков весьма интересен, хотя конструктивной и технологической новизны, с моей точки зрения, не много.
Самое интересное в этом проекте, прежде всего, способ добывания денег для выпуска первой партии этих роликовых коньков. Изобретатель не стал искать инвесторов, идя традиционным для последних предкризисных лет путем. А именно путем создания всяких «стартапов», «венчурных предприятий» и т.п., а также прося (клянча) деньги у различных «бизнес-ангелов». Впрочем, возможно это не от хорошей жизни, т.к. в условиях глобального экономического кризиса традиционные пути инновационного инвестирования стали менее доступны.
Имея законченный и готовый к выпуску продукт, его создатель Питер Тредуэй пошел другим путем. Он вообще решил отказаться от инвесторов, возложив финансовую ношу на будущих покупателей своего товара, а практически весь маркетинг и рекламу провел с помощью интернета. Кроме организации примитивного собственного сайта (на 12.01.2012 состоявшего из одной страницы) и рекламной новостной компании (в которой участвовала даже BBC), основную тяжесть по продвижению этого продукта взяли на себя популярные сегодня, т.н. социальные сети, где на facebook и twitter были созданы соответствующие странички. А для сбора денег на специализированном (предназначенном для этих целей) сайте kickstarter была создана страница spnKiX - Wearable Mobility на которой к 12.01.2012 (за 20 дней до начала производства) от 217 спонсоров (Backers) собрано $83008 при необходимых $25000. Этот проект может служить хорошим примером для всех изобретателей, не имеющих денег для реализации своих инновационных идей.

Что касается новизны, которой с моей точки зрения не много, то здесь я возможно и ошибаюсь, но технических подробностей об этом устройстве мало, потому такое мнение и сложилось. Правда, на сайте по поводу новизны и intellectual property (IP) написано следующее:
spnKiX are Patent Pending. "spnKiX" is a trademark of ACTON, INC. All rights reserved.
Что касается товарного знака (trademark), то это действительно так. Американское патентное ведомство по этому поводу выдает следующую информацию:

Word Mark     SPNKIX
Goods and Services     IC 025. US 022 039. G & S: Wirelessly controlled, strap-on, motorized, wheeled, shoe attachments
Standard Characters Claimed    
Mark Drawing Code     (4) STANDARD CHARACTER MARK
Serial Number     85430915
Filing Date     September 23, 2011
Current Filing Basis     1B
Original Filing Basis     1B
Owner     (APPLICANT) Acton, Inc. AKA spnKiX CORPORATION NEVADA 530 S. Hewitt St. #342 Los Angeles CALIFORNIA 90013
Attorney of Record     Signe H. Naeve
Type of Mark     TRADEMARK
Register     PRINCIPAL
Live/Dead Indicator     LIVE
А вот информацию о процессе патентования (spnKiX are Patent Pending) этих роликовых коньков подтвердить может, вероятно, только патентный поверенный Питера Тредуэя и фирмы Acton, Inc. , ибо заявка на патент из его офиса не вышла и в патентное ведомство еще не попала, т.к. по классу A63C17/12 нет ни заявок, не выданных патентов на имя Peter Treadway и(или) фирму ACTON, INC.
Зато есть достаточно много патентов США на эту тему весьма схожих с spnKiX:

Патент США №6428050. Motorized skate
Патент США №6428050. Motorized skate
Патент США № 7204330. Battery-powered, remote-controlled, motor-driven, steerable roller skates
Патент США № 7204330. Battery-powered, remote-controlled, motor-driven, steerable roller skates
Патент США № 7900731. Shoe with retractable motorized wheels
Патент США № 7900731. Shoe with retractable motorized wheels

И это только примеры патентов на устройства подобных spnKiX, которые заявленны в последние годы, и только в США. И в статье «На рынок выходит моторизованная обувь» справедливо замечено, что эта идея, безусловно, не нова, ссылаясь при этом на конкурс Toyota Idea Expo 2002 года, где были представлены моторизованные ботинки с вмонтированными в подошву роликами.
Однако эта идея намного не новее (старше), чем утверждает MEMBRANA.RU
Вот, например рисунки из патентов США, полученные в 1990-е годы.
Патент США №5236058. Motor driven roller skates
Патент США №5797466. Powered in-line skate
Патент США № 5829543. Motorized in-line blade roller skate
В этих изобретениях можно найти и электрический привод, и дистанционное управление, т.е. все то, что выдается за новизну в spnKiX.
Однако роликовые коньки были и в более ранние годы. Одной из характерных их особенностей было то, что часто привод (электрический или ДВС) и(или) источник питания располагались на теле человека. Вот несколько изобретений для подтверждения этих слов.
Патент США №4508187. Powered roller skates. Date of Patent Apr. 2, 1985
Патент США №4508187. Powered roller skates. Date of Patent Apr. 2, 1985

Патент США №3876032. Motorized skates. Date of Patent Apr. 8, 1975
Патент США №3876032. Motorized skates. Date of Patent Apr. 8, 1975

Патент США №2857008. Power roller skates. Patented Oct. 21, 1958
Но первые моторизованные роликовые коньки появились еще раньше, и были они немного другого вида – с миниатюрными двигателями внутреннего сгорания, установленными непосредственно на рамах этих аппаратов.
Вот что было написано в апрельском номере журнала Popular Science за 1926 год.
22 Miles an Hour on Motor Roller-Skates
Motors small enough to run roller-skates are the remarkable achievement of Gebhardt, German engineer, who for many years has been  experimenting with midget motors. This newest model uses acetylene gas for fuel, making it possible lo build them with minimum weight and bulk.
The motor is oiled automatically, is water-cooled, and has a unique ventilating system. Power for six hours with a speed of from eighteen to twenty-two miles an hour costs only about two cents.
Gebhardt recently installed one of these motors in a small aeroplane with collapsible wings that runs for the cost of a motorcycle. The picture at right shows him on his motor-driven skates.
22 миль в час на роликовых коньках с мотором
Эти достаточно маленькие двигатели, приводящие в движение роликовые коньки, являются замечательным достижением немецкого инженера Гебхардта, который на протяжении многих лет экспериментировал с миниатюрными двигателями. Эта новейшая модель использует ацетилен в качестве топлива, что позволило создать их с минимальным весом и объемом.
Двигатель, смазываемый автоматически, имеет водяное охлаждение, а также уникальную систему вентиляции. Топлива хватает на шесть часов работы со скоростью от восемнадцати до двадцати двух миль в час при стоимости всего около двух центов.
Гебхардт недавно установили один из этих двигателей в небольшой самолет со складными крыльями, который работает по стоимости мотоцикла. Рисунок справа показывает изобретателя на его моторизованных коньках.

Технические характеристики этих устройств (скорость и продолжительность езды) впечатляют, особенно в сравнении с spnKiX. А ведь оны были созданы более 80-ти лет назад. Есть, конечно, несколько неудобств: шум (вероятно очень большой), сложность эксплуатации и управления, но разве это может служить препятствием для истинных ценителей быстрой езды.
По правде сказать, инженер Hans Gebhardt имеет небольшое отношение к роликовым конькам. Он был известен своими изобретениями в области ацетиленовых генераторов и применения ацетилена в качестве топлива для ДВС. Им были получены целый ряд патентов на эту тему в разных странах, например:
  • GB297337. Improvements in Internal-combustion-engines using Acetylene and in Gas Generators therefore. Sept. 27, 1928.
  • GB313669. Method of Producing Acetylene and Apparatus therefore. June 20, 1929.
  • US2148935. Acetylene gas producing plant. May 27, 1935.
  • GB457539. Improvements in or relating to Devices for Producing Acetylene Gas. Nov. 30, 1936.
Думаю, что моторизованные роликовые коньки были созданы им для пропаганды идеи использования ацетилена в двигателях внутреннего сгорания. Впрочем, большого успеха он в этом деле (пропаганде) не достиг, но, тем не менее, продолжал до конца своей изобретательской деятельности активно рекламировать использование ацетилена на транспорте, и даже опять засветился по этому поводу в американском журнале. В 1950 году в октябрьском номере Популярной механики появилась небольшая заметка: Auto Runs on Peat, где сообщалось об автомобильном двигателе, работающем на ацетилене, стоимость проезда на котором равнялась одной трети от бензинового, однако требующего остановки и дозаправки карбидом каждые 65 миль. Замечательно, оригинально, но распространения это изобретение не получило, видимо из-за неудобства и нежелания останавливаться каждые 65 миль, да и дешевый бензин в 60-е и 70-е годы не способствовал этому.

Но как не удивительно, а роликовые коньки с приводом от ДВС появились еще раньше. Снова смотрим журнал Популярная механика, но еще более раннего периода. В январском номере далекого уже 1908-го года появилась небольшая статья: Single wheel roller skates, в которой сообщалось об экстраординарной конструкции одноколесных роликовых коньков, изобретенных каким-то безымянным инженером из Швеции.

Одноколесные роликовые коньки из Швеции, изобретенные в 1908 году
Думаю, что необычность (экстраординарность) этих коньков заключалась не в одном колесе, т.к. подобные конструкции уже были к тому времени известны, о чем я уже сообщал в одном из своих сообщений на эту тему.
Самое интересное заключалось вот в этих словах: He intends to increase the value of his invention by driving the skates by motor power derived from alcohol. Этот отрывок можно перевести так: Он намерен увеличить значимость своего изобретения посредством приведения в движение этих коньков двигателем, работающим от алкоголя. Мне неизвестно, была ли реализована идея оснастить мотором эти одноколесные коньки, но дата самой такой идеи, как можно видеть, отодвинулась до 1908 года.

Но и это не самая ранняя дата упоминания о таких коньках. Вот небольшая новость «The Motor Skate» опубликованная в журнале Популярная механика, но на два года раньше: Popular Mechanics фев 1906
Коньки с мотором.
Газетные сообщения из Парижа о коньках с мотором оказаться правдой. Небольшой бензиновый двигатель крепится к миниатюрному шасси, а скорость как утверждают - 25 миль в час. Двигатель напрямую подключен к задней оси. Бензобак привязан к телу оператора. Устройство, как утверждают, великое дело для мальчиков-посыльных.
Возможно первые роликовые коньки с приводом от ДВС
Вероятно, это и есть первые моторизованные роликовые коньки. По крайней мере, более ранних примеров коньков с мотором, мне обнаружить не удалось. Впрочем, первенство в этом направлении может принадлежать и американцу Генри Бьюфорду (Henry Beauford), который в том же 1906 году получил патент №823385 – Motor roller-skate.

Патент США№823385. Motor roller-skate. Patented June 12, 1906
На самом деле, ни чего удивительного нет в том, что в разных странах, у разных изобретателей, почти одновременно появляются одинаковые идеи и рождаются похожие изобретения. Таких примеров достаточно много, но наиболее известный из них – история создания лампы накаливания. Логическая цепочка здесь достаточно проста: есть проблема; есть спрос на её решение; множество людей работают (думают, экспериментируют, …) над этой проблемой; появляются возможности (технические, технологические, научные, …) для реализации решений этой проблемы; и в результате эти решения (изобретения) появляются, причем не одно и почти одновременно в разных местах.

Ни чего удивительного нет и в реинкарнация в наше время идеи роликовых коньков с приводом. Появились новые возможности, связанные с современными технологиями, материалами и другими чудесами современной науки и техники, и старая идея возродилась, но уже на более высоком уровне.
Идеи воплотились в патенты (см. выше) и даже в опытные образцы. Возможно, не все дошли до покупателя, как, например, случилось с электрическими роликовыми коньками “iShoes” от изобретателя Ильи Кагановича (Ilya Kaganovich), заявившими о себе в 2007 году. Но правильно говорят, что идеи не умирают. И в результате iShoes породил Skataz, которые тоже пока находятся на стадии прототипа.

iShoes и Skataz – прототипы electric roller skates от Ильи Кагановича
А вот электрическим конькам spnKiX повезло больше, т.к. есть очень большая вероятность, что весной 2012 года их первая промышленная партия появится на свет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий