среда, 14 ноября 2012 г.

Kymera - powered body board

Kymera – ещё один конкурент PowerSki, Surfango и Jetbuster?

Kymera – моторизованная
доска для сёрфинга
Несколько новостей на различных русскоязычных сайтах поведали недавно о новом изобретении, уникальном водном транспортном средстве - моторной доске для сёрфинга. Например, на compulenta.ru появилось сообщение от 27 сентября 2012 года: «Kymera: моторная доска для сёрфинга и коротких путешествий» .
Так как я уже не раз обращался к теме моторизованных досок:
то я знал, что подобные средства передвижения и развлечения на воде существуют уже достаточно давно, и потому захотелось больше узнать об этой новой вещице, проверить её уникальность, сравнив с уже имеющимися аналогами и конкурентами.
Не сильно доверяя русским переводчикам, мне пришлось обратиться к оригинальной новости на Gizmag. При этом выяснилось несколько любопытных обстоятельств.
Во-первых, название новой доски body board отличается от JetBoard, традиционно принятого для подобных изделий. Причиной этого является то, что у этих досок разными являются их немоторизованные прототипы. Так для JetBoard прототипом можно назвать обычную доску для «классического» сёрфинга (surfing) – surfboard.
Одной из разновидностей сёрфинга является бодибординг (bodyboarding), где в качестве спортивного снаряда используются короткие доски, называемые body board (bodyboard) или "Boogie Board", которые и были использованы в качестве прототипа для Kymera body board.
Отличие между этими двумя направления (сёрфингом и бодибордингом) заключается, если кратко, в том, что в бодибординге скольжение по волнам осуществляется преимущественно в положении лежа, а в простом сёрфинге преимущественно стоя. Ещё одним отличием bodyboard от surfboard является отсутствие вертикальных стабилизационных рулей.
Чтобы не вдаваться в подробности описания этих двух видов серфинга и отличия друг от друга соответствующих им досок, приведу лишь краткие выдержки из их описания в англоязычной Википедии.
Surfing
Surfing is a surface water sport in which the wave rider, referred to as a "surfer," rides on the forward face of a wave, which is most often carrying the surfer towards shore. Waves suitable for surfing are found primarily in the ocean, but can be found in some lakes, in rivers in the form of a standing wave or tidal bore. Surfing can also be done in manmade sources such as wave pools and boat wakes.
There are many variations of surfing, and the definition for what constitutes a suitable wave and craft are purely subjective. In other words, the term "surfing" refers to the act of riding a wave and not the form (with or without a board) in which the wave is ridden. For instance, the native peoples of the Pacific surfed waves on alaia, paipo, and other such crafts on their belly, knees, and feet. Not to mention, Bodysurfing, the act of surfing a wave without a board, is considered by some to be the purest form of surfing. That much said, the more modern day definition of surfing tends to refer to when a surfer rides a wave standing up on a surfboard, which is referred to as stand-up surfing. Although, another prominent form of surfing in the ocean today includes bodyboarding, which refers to when a surfer rides a wave either on the belly, dropknee, or stand-up on a bodyboard. Not to mention, knee boarding, surfmatting (riding inflatable mats), foils, and so forth.
Bodyboarding
Bodyboarding is a surface water sport in which the surfer rides a bodyboard on the crest, face, and curl of a wave which is carrying the surfer towards the shore. Bodyboarding is also referred to as Boogieboarding due to the invention of the "Boogie Board" by Tom Morey. The average bodyboard consists of a short, rectangular piece of hydrodynamic foam, sometimes containing a short graphite rod within the core called a stringer. Bodyboarders typically use swim fins for additional propulsion and control while riding a wave.
Origin
Bodyboarding originates from an ancient form of riding waves (surfing) on one's belly. Polynesian people rode "alaia" (pronounced ah-lie-ah) boards either on their belly, knees, or feet (in rare instances). Alaia boards were generally made from the wood of Acacia koa and ranged in length and shape. They are distinct from the modern stand-up surfboards in that they had no ventral fins. Captain Cook was recorded seeing Hawaiian villagers riding such boards when he came to Hawaii in 1778. The boards he witnessed were about 3' to 6' and were ridden "prone" (on the belly) or on the knees. Alaia boards then evolved into the more modern "paipo" (pronounced pipe-oh) board. Paipo boards were either made of wood or fiberglass. Fiberglass boards usually had fins on the bottom. Tom Morey hybridized this form of riding waves on one's belly on a paipo to his craft of shaping stand-up surfboards.
On 9 July 1971, Tom Morey invented the modern bodyboard.
Вот он какой бодибординг (bodyboarding).
Фото с сайтов: http://nature-adventurer.com/bodyboard/, http://surf-lanzarote.com/en/teaching/bodyboard/, http://www.thebodyboardshop.com/
Во-вторых, эта новость от сентября 2012 года уже не совсем новость. В начале 2011 года на  Gizmag появилась статья Make waves with the Kymera jet-powered body board об изобретателе Джейсоне Вудсе (Jason Woods) и его дешевом, легко транспортируемом гидроцикле (cheap and easily transportable personal watercraft), где рассказывалось о зарождении этой идеи и о процессе её реализации.
Мало того, в том же 2011 году A Portable Motorized Body Board стал одним из 10-ти лауреатов престижной награды (премии) 2011 Invention Awards, учрежденной журналом Популярная Наука (Popular Science). Выглядела эта доска в то время несколько иначе, что, впрочем, и не удивительно, т.к. это характерно для любого нового изделия.

2011 Invention Awards: A Portable Motorized Body Board

В процессе поиска более подробной информации об этой доске, в частности при патентном исследовании, выяснилось, что этот аппарат не имеет какой либо патентной защиты.  Т.е. мне не удалось обнаружить ни патентов, ни поданных заявок на эту моторизованную доску. Мало того, как изобретатель, Джейсон Вудс (Jason Woods) не известен мировому сообществу. Это обстоятельство (отсутствие патентов) можно было бы объяснить неопытностью (неграмотностью) изобретателя, выразившееся в недостаточном внимании к патентованию своего изобретения, что для США выглядит несколько странно.
Однако, думаю что дело тут в другом. Эта моторная доска для сёрфинга мало соответствует критериям новизны – основного условия необходимого для успешного патентования. Т.е. все элементы конструкции: корпус из композиционных материалов; миниатюрный ДВС или электрический привод; водометный движитель и др. уже применялись в различных jetboard и в personal watercraft (PWC). Вот лишь несколько примеров реактивных досок из настоящего времени и  недавнего прошлого.

PowerSki JetBoard – реактивная доска для серфинга
PowerSurf FX от фирмы Surfango в действии
Моторизованный каяк Jetrider от фирмы Jetbuster
Но, на самом деле, история моторизованных (motorized) самодвижущихся (self-propelled) досок для передвижения по воде (surfboard) более давняя. Вот историческая ретроспектива классических моторизованных досок для серфинга c ДВС, созданная на основе описаний патентов США.

Патент США №3262413. Motorized surfboard. 26.07.1966
Патент США №3324822. Motorized surfboard. 13.06.1967
Патент США №3548778. Self-propelled surfboard. 22.12.1970
Патент США №3608512. Aquaplane. 28.09.1971
Патент США №3882815. Watercraft. 13.05.1975

Патент США №4274357. Power operated surfboard. 23.06.1981
Патент США №5005506. Recreational water vehicle. 09.04.1991
Патент США №6192817. Motorized surfboard. 27.02.2001
Патент США №6568340. Motorized wakeboard. 27.05.2003
Видно, что идея таких досок уходит корнями, как минимум, в 60-е годы 20-го века. Что касается реализации вышеприведенных патентов, то специального исследования по этому поводу не проводил, но на очень интересном ресурсе The History of Jetskis and Personal Watercraft обнаружил доску Powerboard от австралийской фирмы Powerboard Australia Pty Limited, которая является воплощением патента США №5005506 - Recreational water vehicle.

Powerboard – personal water craft.
Одной из отличительных особенностей Kymera является лежачее положение ездока. Оказывается, что и эта особенность не является большим новшеством. Вот примеры досок с мотором, предназначенных для использования в положении лежа.

Патент США №2901757. Motor propelled surfboard. 01.09.1959
Патент США №3270707. Aquatic device. 06.09.1966
Патент США №3371646. Powered watercraft. 05.03.1968
Наличие электрического привода также не является эксклюзивной особенностью моторной доски Kymera. Вот несколько примеров электрических самодвижущихся досок, как “стоячих”, так и “лежачих”, взятых из описаний патентов США, показанных в историческом развитии. Можно было бы предположить, что электрические транспортные средства больше характерны для современности. Возможно, это и так. Но, как видно из представленного ниже рисунка, сама идея использования электрической энергии для привода водных транспортных средств, и в частности моторизованных лодок для серфинга, родилась уже достаточно давно.

Патент США №3340845. Motorized water board. 12.09.1967
Патент США №3405677. Motorized surfboard. 15.10.1968
Патент США №3536025. Motorized surfboard. 27.10.1970
Патент США №4020782. Convertable surfboard. 03.05.1977
И наконец, короткие доски, предназначенные для бодибординга, с электрическим приводом также уже существуют. Или, по крайней мере, патенты на такие устройства есть.

Патент США №5017166. Power-driven surfboard. 21.05.1991
Патент США №7930985. Sports board. 26.04.2011
Последняя, из вышеприведенных досок (патент США №7930985), хоть и называется Sports board, как раз и предназначена для бодибординга, о чем свидетельствуем вот эта цитата из описания этого патента.

Abstract
A sports apparatus configured to support a rider upon the water surface is disclosed and may comprise either a compartment in the top surface configured to accept personal articles and a watertight cover to prevent damage and loss of personal articles or a propulsion source. The sports apparatus can have a V-shaped hull to add stability when used in the waves. The propulsion source is powered by either a combustion or electric motor that is controlled by a user interface on the board.
BACKGROUND OF THE INVENTION
There are several types of sports boards for water sport activities on the market, such as a skimboard, a surfboard and body board. The skimboard is used for gliding on the water close to the beach. The surfboard can be used for riding upon waves while standing. Similar in design to that of the surfboard has been the development of the body board that has attributes of both a skimboard and a surfboard. The body board can be described as a shorter version of the surfboard that can support a rider who is lying on the board in a prone position, rather than be required to be standing upright with a surfboard.
И наконец, существует австралийский патент или заявка (Patent of invention) AU2004100571 (A4) 2004-08-12, который называется Powered body board. Смотрим и пытаемся найти отличия от Kymera, особенно от версии, победившей в конкурсе 2011 Invention Awards.

Innovation Patent AU2004100571 A4. Powered body board. Publication Date: 2004.08.12
Как можно заметить, нововведений моторной доске Kymera не много. Этим, наверно, и можно объяснить отсутствие зарегистрированных патентов. Однако, с моей точки зрения, хотя бы дизайнерские решения надо было регистрировать как промышленный образец.
И, тем не менее, инновационный бизнес, даже без патентования, вполне возможен. И Kymera может служить прекрасным примером такого случая.
Совсем без регистрации прав интеллектуальной собственности, естественно, не обошлось. Как и положено в таких случаях, зарегистрирован товарный знак (trademark) KYMERA BODY BOARD, владельцем которого является Inventive Design Group Inc. CORPORATION CALIFORNIA 38 Rosewood Dr. Novato CALIFORNIA 94947.

Word Mark: KYMERA BODY BOARD
Filing Date: September 17, 2012
Current Basis: 1A
Description of Mark: Color is not claimed as a feature of the mark. The mark consists of the stylized text "Kymera Body Board" underlined by a wavy line.
Type of Mark: TRADEMARK
Можно пожелать изобретателю Джейсону Вудсу успехов в совершенствовании и продажах его моторной доски для серфинга. Вероятно, с продажами будет трудно, т.к. конкуренция в этой области высока, о чем можно судить хотя бы по количеству созданных за последнее время инновационных фирм, занимающихся разработкой и выпуском подобной продукции.
Да и старые игроки рынка водных средств передвижения (развлечения) тоже не дремлют. Уловив мировые eco-friendly тенденции в этой области, известная фирма Бомбардир (Bombardier Inc.) представила Powered body board под своей торговой маркой Sea-Doo. Созданная промышленным дизайнером Kevin O’Doherty, эта моторизованная доска для бодибординга оказалась даже более продвинутой, чем детище Джейсона Вудса - Kymera Body Board. Приводимая в движение тремя электрическими водометными движителями, питаемыми 12-ти вольтовыми аккумуляторами, эта доска позволяет регулировать плавучесть, что в свою очередь дает возможность использовать её как для катания на волнах над водой, так и для передвижения под водой. Кроме того, в корпус доски вмонтированы солнечные батареи, что увеличивает время работы от одной зарядки батарей на 30%. Уникальная, можно сказать, вещица.

Powered Electric Body Board to Have Fun with Water
И вот с такими конкурентами Kymera Body Board будет сражаться на рынке за сердца любителей экстремального отдыха на воде. Видимо понимая всю серьезность конкуренции, изобретатель Джейсон Вудс, судя по последним сообщениям (например, The jet-powered electric bodyboard that can reach speeds of 25mph), решил сосредоточиться на продвижении своей доски в качестве экипировки пляжных спасателей (lifeguards). Вернее, спасательные службы сами проявили интерес к этому изобретению. 
Вероятно, не смотря на разнообразие различных спасательных средств, используемых спасателями всего мира, еще не создано одно универсальное, удовлетворяющее всех средство.

Оборудование и экипировка спасателей на пляжах мира.
И появление Kymera Body Board было воспринято спасательными службами как один из путей нахождения идеального и универсального средства для спасения людей на воде.
Впрочем, и в этом направлении доска Kymera не одинока. Вот еще один пример – моторизованная доска для спасателей TITUS:
Titus - Motorized Lifeguard Boards

Вывод:

Появление Kymera Body Board - новой моторизованной доски для серфинга возможно большой новизны и не принесло. Однако подтвердило тенденцию постепенного перехода мира гидроциклов и моторных досок на технологии, которые являются более дружескими к экологии, в частности на электрический привод. Кроме того, для потребителя появление нового продукта это всегда хорошо. Это обостряет конкуренцию, улучшает качество, снижает цену и т.д.
Главное - даешь как можно больше досок, хороших и разных!

2 комментария: